Как составить резюме правильно? Инструкция, рекомендации, шаблон
Составление резюме — это ответственная и непростая, как кажется на первый взгляд, задача. В этой статье описано как правильно составить резюме, какова его структура, типы и особенности. Кроме этого, полезные советы по составлению резюме могут также помочь соискателям трудоустройства на престижную и хорошо оплачиваемую работу.
Как театр начинается с вешалки, так и поиск новой работы – с грамотно составленного резюме. Этот незатейливый атрибут соискателя или претендента на рабочую вакансию может стать пропуском на новый уровень профессиональной деятельности или «волчьим билетом», с которым вряд ли стоит рассчитывать на радушный прием в любом отделе кадров.
Впрочем, оценочные категории кадровиков могут разительно отличаться: одни ценят исполнительность, другие – напротив – воспринимают это качество как синоним отсутствия собственной инициативы. Но в любом случае, первое, что делают сотрудники HR-департаментов, рекрутинговых агентств и отделов кадров при наборе персонала, — изучают анкету соискателя.
О том, что это такое и как его составить в 2024 году, какую информацию указать в первую очередь и как произвести благоприятное впечатление на потенциального работодателя, — поговорим в этой статье.
Резюме или Сurriculum Vitae
Практика подачи CV пришла в наше общество относительно недавно, с тех пор как плановая экономика, государственное распределение выпускников вузов и низкая конкуренция на рынке труда ушла в небытие вместе с большой многонациональной страной. С обретением независимости в Украину пришли европейские методы подбора персонала и, соответственно, поиска работы. Теперь работодатель пристально изучает кандидатов на вакантную должность не только с точки зрения профессионализма, но и наличия коммуникативных навыков, уровня интеллектуального развития, увлеченности здоровым образом жизни и физической культурой, в частности.
На собеседовании кандидату могут задать вопрос о его приверженности семейным традициям, возрасте и зачастую оценивают презентабельность его внешнего вида. Если не рассматривать категории возраста, половой принадлежности и внешности как некоторую дискриминацию, то вышеперечисленные требования вполне резонны. Работодатель выбирает наиболее экономически эффективный вариант, который максимально должен соответствовать потребностям предприятия.
Термин «резюме» в толковых словарях трактуется как краткое изложение сути, вывод, тезисное описание обширной информации. Резюме при поиске работы, соответственно, содержит информацию касательно трудовой деятельности соискателя, его образования, профессиональных навыков, участия в специальных проектах, организаторских способностях, академических и/или научных достижениях.
Следует иметь в виду, что в некоторых компаниях просят предоставить не ставшее уже привычным, резюме, а сurriculum vitae. Это всего лишь синоним резюме, но этот термин особенно распространен в США и Канаде, а также может быть сленговым в дочерних компаниях, работающих в Украине: (CV в переводе – «жизнеописание»).
Типы резюме по информационной составляющей
Резюме условно можно разделить на:
- Профессиональные или универсальные
- Хронологические
- Функциональные
- Смешанные
- Академические
Чаще всего соискатели составляют универсальное резюме, содержащее структурированную информацию по разделам, с указанием в обратном хронологическом порядке опыта работы и профессиональных навыков.
Функциональное резюме – более специфический документ и составляют его те соискатели, которые в своем послужном списке имели перерывы трудовой деятельности или непродолжительный опыт работы. Хронологический тип характерен для тех, кто имеет обширный опыт работы, но не всегда по одной и той же специальности.
Смешанное, как следует из названия, содержит признаки хронологического и функционального. Соискатели на должности научных сотрудников составляют академическое резюме, в котором подробно описаны научные труды, публикации, звания, награды, достижения в науке.
Резюме составляют так, чтобы его заметили и прочли
Произвести хорошее впечатление с помощью резюме на работодателя – первостепенная задача для соискателя. Для этого стоит потрудиться над тем, чтобы листочек формата А4 был не только содержательным, но и привлек внимание среди десятков, а то и сотен подобных документов. При этом следует строго выдержать деловой стиль оформления, выбрать приемлемый шрифт, компоновку и размещение всех разделов резюме. Очевидно, что использование рисунков, цвета или других художественных приемов в данном случае недопустимо, если только речь не идет о поиске вакансии карикатуриста или художника-оформителя.
Общепринятым правилом считается использование шрифта Times New Roman или Arial. Допускается выделение курсивом или жирным шрифтом заголовков разделов резюме. При распечатке резюме рекомендуется использование бумаги высокой плотности. Язык, на котором составляется резюме может быть украинским или русским. Для государственных организаций и учреждений резюме должно быть составлено на государственном языке, которым является украинский. В других случаях выбор языка остается за соискателем. Если объявление о наборе персонала было дано на украинском, то и резюме должно быть на украинском. Соответственно, на русском резюме – для русскоязычного объявления.
Если есть сомнения в правильности написания тех или иных слов, то стоит проверить правописание с помощью функции Word. Даже если это будет не грамматическая ошибка, а досадная описка, то шансы у такого резюме многократно сокращаются и, вероятнее всего, оно окажется в мусорной корзине. На первом этапе поиска работы задача соискателя – добиться приглашения на собеседование. Именно поэтому стоит немного попотеть над составлением резюме, исключив малейшие ошибки.
В настоящее время все чаще соискатели размещают в верхнем левом углу бланка резюме свое фото. Это оправданный прием привлечения внимания, поскольку, визуализация образа соискателя дает дополнительное представление о человеке и нивелирует сухую информацию о трудовом опыте. У работодателя создается более полный образ того, кто претендует на вакансию и, соответственно, повышаются шансы для претендента получить заветное приглашение на собеседование.
Следует обратить внимание, что резюме отправляется электронной почтой, факсом или вручается из рук в руки. Если соискатель разместил в резюме свое фото, то нужно внимательно подойти к выбору фотоснимка, поскольку факс может существенно исказить изображение в прямом смысле и «смазать» впечатление от резюме в переносном смысле.
Очевидно, что фотографии из семейного архива или пляжного отдыха мало подходят для официального документа, каким и является резюме. Фотография должна быть достаточно официальной, но представляющая соискателя в выгодном ракурсе.
Структура резюме
Документ состоит из нескольких разделов, которые содержат структурированную информацию. Впрочем, по усмотрению соискателя основные разделы можно дополнить другими, если это целесообразно с точки зрения информационной составляющей.
Основные структурные блоки:
- Название
- Цель
- Личные данные соискателя
- Образование
- Профессиональная и/или трудовая деятельность
- Другие профессиональные навыки
- Дополнительная информация (общественная деятельность, увлечения)
- Рекомендации
- Дата составления
Как это ни очевидно, но начать составление следует с заглавия. Оно состоит из одного слова «Резюме», которое размещается в самом верху страницы.
Под заголовком размещаются одно-два предложения, в которых содержится цель этого резюме. Например, соискатель откликнулся на вакансию офис-менеджера, но также может претендовать на должность секретаря-референта, которая не была заявлена работодателем. В разделе «Цели» соискатель может указывать несколько должностных позиций, но первой должна быть та, которую заявил работодатель. Такой порядок не только упростит работу с анкетами кадровым специалистам, но и увеличивает шансы соискателя.
В разделе «Личные данные» — фамилия, имя, отчество, дата рождения или возраст, телефон, адрес электронной почты.
Заполнение раздела «Образование» не вызывает особых трудностей, поскольку заполняется на основании полученных дипломов, свидетельств или других документов, подтверждающих профессиональную квалификацию соискателя. Информация об образовании излагается в обратном хронологическом порядке и содержит не только название специальности, но и название учебного учреждения и дату учебы. В этом разделе наличие высшего образования не исключает указание информации о средне-специальном образовании и полученной квалификации в техникуме. Также рекомендуется указывать общеобразовательную школу, если это специализированное учебное заведение или если соискатель окончил ее с отличием, став обладателем золотой медали.
Самый объемный и самый сложный для заполнения – раздел о трудовой деятельности, поскольку в нем следует выделить главное, сделать акцент на наиболее значительных достижениях трудовой биографии. Для начинающих свою рабочую карьеру стоит упомянуть о прохождении практики или стажировки с указанием предприятия или организации, а также перечислить свои должностные обязанности. Для опытных работников целесообразно указать в обратной хронологии 2-3 предыдущих места работы и круг должностных обязанностей.
Если трудовая биография соискателя содержит достижения, о которых бы ему хотелось сообщить, то после указания предыдущих мест работы можно упомянуть о подобных фактах. Анкета соискателя, с одной стороны — это официальный документ, но регламентируемым его назвать тоже нельзя. Наиболее точное определение – условно регламентируемый документ, ибо при наличии основных разделов и правил заполнения соискатель не скован строгими рамками формальности.
В разделе о других профессиональных навыках размещается информация о косвенной квалификации, которая может совпадать с основной профессиональной специализацией, а может быть совершенно из другой сферы. В этом разделе также следует упомянуть о наличии водительских прав, умении работать с тем или иными компьютерными программами: учетными, графическими, офисными и т.п. В разделе «Другие профессиональные навыки» также сообщают об уровне владения иностранными языками и об опыте организаторской работы (если такую информацию запрашивает работодатель).
Раздел «Дополнительная информация» может стать логическим продолжением предыдущего блока. Здесь уместно вспомнить о своем увлечении, которое может представлять интерес для работодателя и повысит ценность соискателя в профессиональной сфере. Разумеется, умение вязания крючком или рыбная ловля не вызовут повышенного интереса со стороны потенциального работодателя, если, конечно, в компанию не требуется организатор пикников или зимней рыбалки.
В разделе «Рекомендации» следует упомянуть наличие рекомендательных писем, предъявить которые можно на собеседовании. В настоящее время многие упускают из вида возможность использования рекомендации при устройстве на работу. А ведь это действенный способ увеличить расположение со стороны работодателя и значительно улучшить свои шансы получить рабочее место.
Дата составления документа должна соответствовать реальному времени подачи или отправления. Более ранняя дата может свидетельствовать о том, что автор уже давно в безуспешном поиске работы, что невысоко ценится работодателями.
СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ РЕЗЮМЕ БЕСПЛАТНО ОНЛАЙН
Объективность, точность и чувство меры
Пара слов о том, чего следует избегать при составлении резюме:
- Громоздких предложений
- Хвалебных характеристик
- Незначительных фактов
- Обилия эпитетов (амбициозный, инициативный, исполнительный)
- Обтекаемых формулировок
Точно. Полно. Лаконично. Это те три кита, на которых строится информационная составляющая резюме. Важно соблюсти баланс между ложной скромностью и неуместным бахвальством, составляя резюме. Стоит ли упоминать о том, что факты, указанные в резюме, должны соответствовать действительности и реальным заслугам или достижениям?
Языковая стилистика должна быть официальной, но при этом она может нести определенный позитив. Например, при указании навыков, более благозвучной будет фраза «Работал с обращениями и заявками от клиентов» вместо «Разбирал жалобы от клиентов». Вместо фразы «Занимался передачей опыта» — «Обучил новых сотрудников». При описании своих функциональных обязанностей более благозвучной будет фраза «Выполнял в срок поставленные задачи» вместо «Мне давали дополнительные задания». Также при построении предложений следует избегать пассивной формы действия. Например, вместо «Меня отправляли в командировки» — «Я выполнял работу во время командировок» и т.п.
Поскольку резюме – это краткий документ, то каждое предложение должно быть выверено по точности передачи информации и с выгодной для соискателя стилистической интонацией. Некоторые соискатели указывают ссылки на свои аккаунты в социальных сетях. Если это страница, где ярко проиллюстрированы профессиональные знания или умения соискателя (например, в сфере журналистики, маркетинга), то это может произвести положительный эффект на работодателя. Но если аккаунт содержит личную информацию и публикации с фотографиями в семейном кругу или неформальной обстановке, то вряд ли работодатель это высоко оценит.
При составлении информации о вакантной должности работодатель может попросить соискателя указать желаемый размер заработной платы. В таком случае лучше всего прямо указать сумму, избегая размытых формулировок «сколько посчитаете нужным» или «чем больше, тем лучше». С целью соблюдения правил безопасности не следует указывать номер паспорта, ИНН и другие персональные данные.
Особенности составления резюме для представителей разных профессий
В помощь при составлении резюме службы поиска работы предлагают типичные образцы составления резюме для юриста, бухгалтера, директора магазина, менеджера по продажам, водителя или продавца-консультанта.
Если просмотреть эти шаблоны резюме, то основное отличие между ними заключается в профессиональной лексике и в указании навыков или умений.
Например, для юриста в разделе «Дополнительные сведения» рекомендуется указать способность аналитически воспринимать информацию, структурируя и выделяя главное. Для бухгалтера в резюме уместно будет отметить точность и умение работать с конфиденциальной информацией. Для водителей рекомендуется указать отсутствие вредных привычек и умение устранять технические неполадки. И все же резюме – это очень индивидуальный документ, и шаблоны при его составлении нежелательны. За каждым резюме должен просматриваться живой человек, желающий найти работу и честно декларирующий свои навыки и профессиональный опыт. Сделать на заказ резюме – дело несложное, но в результате можно получить шаблон, который не станет тем пропуском на новый профессиональный уровень, о котором говорилось в самом начале статьи.
Более того, работники кадровых служб неплохо умеют распознавать заготовленные шаблоны резюме, которые приходят на предприятие или рекрутинговые агентства в больших количествах. В сфере рекрутинга, как и в других отраслях, существуют определенные слова-маркеры, по которым грамотному HR-специалисту станет ясно, каким образом было составлено резюме, — самостоятельно или на заказ.
И еще один аргумент в пользу самостоятельного составления этого документа: нужно учиться себя презентовать, представлять в выгодном свете, не бояться этого и чувствовать при этом уверенно. Если не уметь делать этого в виде документа, то рассчитывать на успех в «живом» собеседовании явно не стоит. Уверенность соискателя начинается с уверенности в составлении резюме.
Комментарии