Эксклюзив

Юрий Гаврилечко: «У нас может до половины всех ФОПов просто исчезнуть»

16 декабря 2020
Tatiana Garkusha Читати українською
  1. О бюджете
  2. О приватизации
  3. О ФОПах
  4. О банках и ОВГЗ
  5. Об инвесторах
  6. О продаже «Укрбуда»
  7. О «нулевых декларациях»

В ходе бюджетного процесса в Украине многие надеялись увидеть нестандартные решения нового Кабмина. Однако существенных изменений не произошло. При том, что правительство активно выступает с инициативами, почти каждая из них вызывает шквал споров и разногласий.

О том, почему ФОПы «впали в немилость» Кабмина, в каком состоянии находится банковский сектор, придут ли в Украину иностранные инвесторы, а также чего ожидать от «нулевых деклараций», в интервью для Maanimo рассказал эксперт «Украинской фабрики мысли» Юрий Гаврилечко.

О бюджете

— В Украине активно идет бюджетный процесс, от которого многие ожидали увидеть маркеры той политики, которую будет проводить новый Кабмин. Что уже сейчас можно сказать, исходя из того проекта бюджета на 2020 год, который был презентован? 

— Что нынешнее правительство будет один-в-один повторять все то, что делало правительство предыдущее. Проект бюджета на следующий год ничем структурно не отличается от проекта бюджета на текущий год, прошлый, на 2017 и 2016 год. Так что никаких изменений в плане проведения бюджетной политики я пока не вижу. Единственным исключением является фантастическая сумма, выделяемая в бюджете на будущий год на РНБО. Я не понимаю, куда можно потратить миллиард долларов, то есть почти 28 млрд гривен, потому что кроме как на зарплату сотрудникам в общем-то РНБО никуда не может деть эти деньги.

О приватизации

— Пару дней назад Верховная Рада разрешила продажу еще 800 государственных предприятий, что указывает на то, что власть рассчитывает на этот источник привлечения денег? Но, как знаем, последние годы на этом направлении особых успехов не было. Какие есть основания полагать, что сейчас все будет иначе?

— Никаких. Если делаешь одно и то же, то рассчитывать, что результат будет какой-то иной, — это верх глупости. Соответствующую сентенцию приписывают товарищу Эйнштейну, и в общем-то у меня нет оснований полагать, что он ошибался.

Как показывает практика, приватизация в Украине привела к тому, что мы являемся единственной страной среди республик бывшего Советского Союза, которая так и не вышла за годы независимости на уровень ВВП 90-го года. Следовательно, программа приватизации провалилась, при чем настолько, что даже полный идиот должен понимать, что советские чиновники управляли государственным имуществом намного эффективнее, чем нынешние частные собственники. И это видно по результатам их экономической деятельности.

Соответственно, никаких других вариантов не будет. То, что возможно будет продано сейчас, оно и бюджет не наполнит, и не даст предприятиям эффективных собственников и менеджеров.

Если государство, по словам наших же представителей Кабинета министров, является неэффективным менеджером и собственником, тогда они должны в массовом порядке подавать заявления на увольнение и заниматься чем-нибудь другим. Потому что если у хозяина предприятия на этом самом предприятии падают обороты и уменьшается прибыль, то он обычно не уничтожает предприятие, а меняет менеджмент. Ну так вот Кабмин и есть тот самый менеджмент, который нужно сменить, если они не умеют управлять эффективно, а не госсобственность продавать.

О ФОПах

— Последнее время много инициатив власти касаются ФОПов. Сначала заговорили о снижении максимального оборота и внедрении кассовых аппаратов для 2 группы, теперь обсуждается запрет ФОПов предоставлять услуги. Почему именно малый бизнес попал в фокус правительства, и чем все это закончится?

— Потому что с него легче всего попытаться выбить деньги. Давайте вспомним историю двадцатых годов. В Советском Союзе когда-то уже пытались наполнить бюджет с помощью налога на садовые деревья. Ну крестьяне массово вырубили фруктовые сады. Потом попытались тоже самое сделать путем налога на крупный рогатый скот. Ну поубивали всех коров, перешли на разведение коз. Именно потому Украина пережила несколько голодоморов – это 1932-1934 годы и уже 1947-1948 годы. И только когда к власти пришёл Хрущёв и провёл достаточно либеральную налоговую реформу, то с 1953 года что-то никаких голодоморов не наблюдается.

Может, стоит воспользоваться уже существующим в истории примером? Но кроме как «очень хочется украсть денег», такие инициативы не вызваны абсолютно ничем.

Потому что во всем мире система, аналогичная ФОПам в Украине, существует с одной-единственной целью — это снять с бюджета социальные расходы по обеспечению безработных пособиями и публичными услугами. Всё, больше ни для чего эта система не существует. Нигде, ни в одной стране мира нет цели или задачи обложить налогами малый бизнес для того, чтобы собрать какие-то деньги.

У нас может до половины всех ФОПов просто исчезнуть, а если «пройдет» инициатива с услугами, то три четверти исчезнут. Они перестанут работать. Они не уйдут «в тень», потому что это предприимчивые люди, они просто уедут отсюда в сопредельные страны. После этого местные бюджеты «накроются медным тазом», потому что живут они в основном за счет налогов, которые собираются с зарплат тех, кто работает в системе ФОПов. У нас будет фактически ликвидирован внутренний рынок как таковой, за исключением областных центров и некоторого количества крупных городов.

Это очень хорошо укладывается в общую логику превращения Украины в «великое аграрное государство». Замечу, что усиление налоговой нагрузки у нас идет не только на ФОПов, но и на промышленность. Берем печально известный законопроект №1210, а также альтернативный ему №1210-1 и сопутствующий №1209. Почему-то об этом очень мало говорят, но именно этими законопроектами чиновникам ГФС предоставляются фантастические полномочия по оцениванию(!) экономической целесообразности сделок!!! Такого не существует нигде в мире, нигде чиновникам непозволительно вмешиваться в бизнес-процесс с точки зрения оценки, бизнес ли это или не бизнес. Это просто в голову не приходит никому в цивилизованных странах, потому что все достаточно просто, каждый занимается своим делом: бизнес — заработком денег, а чиновники – их тратой, и они в общем-то не пересекаются. Ну разве что в коррупционных схемах.

О банках и ОВГЗ

— В Украине уже несколько месяцев идут бурные споры насчет ОВГЗ: кто-то говорит, что это отличный инструмент привлечения валюты, кто-то – что это большая пирамида, которая в будущем создаст для нас массу проблем. На какой позиции стоите вы?

— Это пирамида. Что значит «привлечение валюты»? 4 млрд долларов, которые сюда вошли с начала года для покупки ОВГЗ, были практически полностью выкуплены Нацбанком, и в ближайшее время они будут отданы кредиторам в счет погашения внешнего долга и его обслуживания. Этих денег в стране не будет. В экономику они не попадут.

— Как начал деловой сезон банковский сектор? Какие тренды можете выделить?

— Банковский сектор в Украине сугубо убыточен. Если убрать операции с ОВГЗ, то за этот год банковский сектор показал минус полмиллиарда гривен. А прибыль, которую они показали, — это купонный процент по ОВГЗ. Бизнес в Украине в банковском секторе кредитоваться не может, потому что денег нет. Все потрачены на государственные ценные бумаги. Ну это абсолютно логично: зачем вкладываться в реальный сектор экономики, где можно остаться потом один на один с залоговым имуществом (что ты потом будешь с ним делать?), если можно вложиться в государственные ценные бумаги, гарантированно получить 16-20% годовых, плюс еще можно использовать эти самые бумаги для привлечения рефинанса от НБУ. Шикарнейшая возможность зарабатывать деньги, по сути, ничего не делая. Это схема заработка рантье в чистом виде практически: берешь у населения гривны под 12% годовых и покупаешь за них ОВГЗ с доходностью в 16-20% годовых. На разницу можно весьма неплохо жить.

Об инвесторах

— В новом Кабмине возлагают большие надежды на привлечение масштабных иностранных инвестиций. Насколько реально замотивировать инвесторов в наших реалиях в ближайшей перспективе? Каких сигналов от нас ждут?

— А какого инвестора? Ну вот финансовый спекулянт, он же портфельный инвестор, сюда зашел. Лучше стало? Не заметили? Курс гривны искусственно укрепился, цены полезли вверх. Но Госстат по привычке инфляции не замечает. Ну? Пришел инвестор, он уже 4 миллиарда вложил, и что дальше? Ничего.

А ни один непортфельный инвестор в Украину не придет по той простой причине, что, с одной стороны, ему физически некуда приходить, а с другой стороны, он абсолютно не представляет, что здесь будет дальше, на что ему рассчитывать свой бизнес-план.

Мало того, отсюда сейчас инвесторы, уже давно работающие в Украине, будут бежать, и очень активно. Именно потому, что здесь непредсказуемая налоговая политика и политика по отношению к праву собственности.

— Хотя сейчас много говорят об улучшении бизнес-климата…

— Нет, не нужно никакой климат улучшать, честно. Это невозможно сделать, это нереально, это фантастика. Когда перед вами выступает человек, который говорит, что нужно улучшить бизнес-климат или инвестиционный, то перед вами или мошенник, или неадекватный человек- других вариантов нет.

Для того, чтобы сюда пришел инвестор, здесь должны быть:

  1. гарантии прав собственности, т.е. отсутствие внесудебных механизмов изъятия этой самой собственности, в первую очередь. А у нас их полным-полно, причем сделаны они все еще предыдущим Минюстом под руководством товарища Петренко.
  2. неизменные, по меньшей мере, лет на десять фискальные правила, состоящие из: а) неизменного налогового законодательства в плане ставок налогов и их видов; б) неизменных процедур взыскания каких-либо налогов; в) неизменных и однозначных штрафных санкций в случае нарушения налогового законодательства, размер которых никак не зависит от решения чиновника.
  3. право бизнеса на абсолютно свободное распоряжение своими деньгами после уплаты налогов.

Ничего этого в Украине нет, и пока оно не появится, никаких инвесторов здесь не будет. Разве что граждане, которые хотят рискнуть и быстренько, в течение полугода-года, вытащить с солидной прибавкой деньги, которые они сюда вложили, все, это практически единственный тип «инвесторов», который сюда «входит».

Но может еще войти, скажем так, бизнес с политической «крышей», т.е. некий транснациональный капитал, который может договориться с властью, что вот это мы здесь делаем, за это мы вам платим вот такие деньги, и большая просьба нас не трогать. Такое тоже может быть, если это инвестор в какой-то степени. Только это инвестор не в Украину, а в свой собственный бизнес. У нас эти понятия очень часто путают. Т.е. вот такого инвестора «банановых республик» мы можем привлечь. В скором ли времени – сложно сказать.

О продаже «Укрбуда»

— История вокруг продажи «Укрбуда» — это очередной пример того, что у нас в стране очень плохо с взаимным доверием по линии собственник – клиент?

— Нет, я думаю, что нельзя. Товарищ Микитась отсюда ушел, люди товарища Вавриша это купили. При чем здесь собственники и клиенты? Здесь мы имеем классическую схему: одна власть уходит, вторая власть приходит, и в этот момент меняется владелец собственности, вот и все.

— Но возникали опасения, что будут недострои.

— Теоретически всё это может быть, но пока что я ситуацию вижу именно под таким углом. Это банальная смена собственника в связи с тем, что поменялась политическая ситуация.

О «нулевых декларациях»

— Стоит ли ждать введения так называемой «нулевой декларации» с 2020 года? Насколько в принципе экономически перспективны такие инициативы?

— У нас всё, что четко решено, может следующей властью так и убраться.

Единственным, кому это может быть выгодно, — это чиновникам-коррупционерам, которые получат еще один повод получить взятку от граждан.

Никакого экономического смысла в т.н. «нулевых декларациях» нет. Смысл в каких-либо декларациях о доходах появляется в двух случаях, которые сопряжены между собой.

Первый случай. Каждый гражданин, как, например, в США, сам себе является налоговым агентом и априори частным предпринимателем. И тогда он, соответственно, подает эту самую декларацию как частный предприниматель, имея все соответствующие права, а именно, рассчитывать себестоимость своей рабочей силы, продукции или услуги, которые он продаёт, исходя из действующего законодательства, и уплачивая налоги исключительно на то, что он зарабатывает сверх того, что относится на себестоимость.

Если этого нет, то мы имеем абсолютно коррупционный механизм слежки за доходами граждан, направленный на обогащение чиновников, которые будут получать взятки за то, чтобы что-то не наблюдать или пропускать, или выбивать штрафы из граждан, допустим, за неправильное оформление декларации. Вот и все. Больше ни для чего этот механизм не нужен.

Второй случай. Нулевое декларирование вводится для бизнесменов, решивших ввести свои капиталы в Украину из офшоров и легализовать их тут. Но к гражданам это отношения не имеет, а смысла для бизнесменов к таковому прибегать я пока не вижу. Значит, ничего декларировать они не будут – толку нет. Следовательно, что? Все опять-таки сводится к тому, что «нулевое декларирование» – это 100-процентный коррупционных механизм, которому пытаются придать вид законного. И все.

Оставьте комментарий

Комментарии