Виталий Смердов: «Если снизить налоги, доля зарплат «в конвертах» существенно снизится»
Украина и уплата налогов – понятия пока не до конца тождественные. Это, прежде всего, связано с высокой налоговой нагрузкой на бизнес. О том, как сделать налоговую систему Украины более эффективной, провести «детенизацию» экономики, а также как подготовить украинцев к декларированию доходов, в интервью для Maanimo рассказал директор Палаты налоговых консультантов Виталий Смердов.
— Виталий, последние налоговые инициативы правительства вызывают множество вопросов, недовольства и споров, обрастают мифами. По-вашему, почему так происходит? Ведь, казалось бы, все хотят лучше жить, платить налоги, но любые реформы воспринимаются в штыки.
— Выделю две причины. Первая: налоговая реформа направлена, во многом, на борьбу с теневым рынком, который не только не наполняет бюджет налогами, но и мешает развиваться белому бизнесу. К сожалению, ужесточающие меры, в частности, так называемая «тотальная фискализация», негативно влияет на весь бизнес, а не только на «теневиков» (как в свое время было с СЭА НДС и СМКОР). Отсюда и массовое недовольство.
И вторая: налоговая служба, несмотря на то, что ей пытаются создать позитивный имидж, относится к налогоплательщикам предвзято. Причем речь идет не о коррупции, а о том, что проверяющие применяют нормы закона таким образом, чтобы доначислить бизнесу как можно больше налогов. Поэтому налоговая реформа, которая создает для проверяющих новые возможности для доначислений (КИК, конструктивные дивиденды, расширение действия принципа деловой цели и т. п.), бизнесом воспринимается агрессивно.
— Украина нуждается в более эффективной налоговой системе – это факт. Но как ее улучшить, не вызывая при этом гнев МСБ, не отпугивая инвесторов?
— Законопроект № 1210, который на сегодня вызывает самые жаркие споры, в своей основе позитивен и отвечает европейской практике. Другое дело, что из всех вариантов, которые могут быть внедрены в Украине, законодатель выбрал самые жесткие для бизнеса (КИК как для физических, так и для юридических лиц, правило «тонкой капитализации», которое будет применяться к процентам от любых заимодателей, а не только связанных нерезидентов, и т. п.).
Кроме того, в законопроекте предлагается внедрить ряд сугубо фискальных норм, которые направлены исключительно на наполнение бюджета в ущерб бизнесу (доначисление НДС в размере 20% при экспорте по цене ниже обычных, исключение из налоговых расходов курсовых разниц и т. п.).
Поэтому если законодатель выберет более взвешенный вариант и исключит/смягчит ряд инициатив из законопроекта № 1210, бизнес, в том числе иностранный, будет воспринимать данную налоговую реформу позитивно.
Кроме того, дело не только в налоговой реформе, но и в практике применения налоговых законов. В первую очередь, важно, чтобы и налоговая служба изменила свое отношение к бизнесу.
— Одно из важных направлений в процессе становления украинской экономики – это ее детенизация. Какие сферы в Украине больше всего находятся в тени? Кто и почему чаще всего уклоняется от уплаты налогов?
Из сфер можно выделить обращение импортной техники, сельское хозяйство. Причины уклонения, как правило две — экономия на налогах (без этого некоторые модели бизнеса могут потерять экономический смысл) и сложность прозрачной работы (поскольку в таком случае сталкиваешься с вниманием со стороны контролирующих органов, не только налоговых, но и, в частности, гоструда).
Также обращаю внимание, что важно разграничивать именно уклонение от уплаты налогов, в частности, связанное с контрабандой или схемами работы с наличностью, и легальную налоговую оптимизацию, которая вписывается в рамки закона.
— Нашумевший уже законопроект №1210, который в разы повышает налоги и платежи для крупных предприятий, практически зажимает больших игроков в тиски. Отдавая больше, у них будет оставаться меньше средств на должную конкуренцию и инвестиции. Многие считают этот документ «драконовским». Насколько это так?
В текущей редакции законопроекта № 1210 это так. Но если изменить ряд его норм, в частности, смягчить правило «тонкой капитализации», сохранить расходы по курсовым разницам, не вводить правило деловой цели в Налоговый кодекс, поскольку оно уже зафиксировано в MLI, не вводить доначисление НДС по ставке 20% при экспорте по цене ниже обычных, и тому подобное, то я уверен, что законопроект будет восприниматься позитивно.
— Последним шагом налоговой реформы должно стать всеобщее декларирование. Кроме того, планируется ввести семейное декларирование. Предположительно, это произойдет через 2-3 года, но насколько украинцы готовы к такому нововведению?
Это одна из мер, к которой никогда никто не будет готов до тех пор, пока ее не введут — независимо от страны. Что касается Украины, то нужно, прежде всего, создать прозрачные и понятные каждому, независимо от сферы деятельности и уровня образования, правила декларирования.
Также сохраняется риск, что налоговая служба в ее текущем состоянии будет воспринимать данные правила, прежде всего, как новые возможности для доначислений. Пока этот риск не будет исключен, говорить о готовности украинцев к всеобщему декларированию преждевременно.
— Как подготовить население к тому, что, например, даже траты на обучение или отдых придется вносить в декларацию?
Расходы на обучение и сейчас в ряде случаев можно вносить в налоговую декларацию — если есть желание уменьшить НДФЛ (так называемый, налоговый кредит). И, по моему опыту, люди данной возможностью активно пользуются.
Поэтому все зависит от того, как данные правила пропишут в законодательстве, а также от выполнения условий, о которых я говорил в ответе на предыдущий вопрос.
— В некоторых европейских странах налоговые ставки очень высоки, при этом туда охотно заходят инвесторы. Почему в Украине до сих пор не сложилась адекватная система налогообложения, способствующая притоку инвестиций?
Иностранным инвесторам мешают сложности возврата инвестиций из Украины (эта проблема сейчас активно решается валютными послаблениями), сложность ведения налогового учета (проблема была отчасти решена после того, как учет по налогу на прибыль стал вестись на основании бухгалтерского учета), а также практика применения налоговых законов проверяющими (включая агрессивное поведение налоговой милиции, которую обещают ликвидировать уже не первый год). Также есть масса неналоговых проблем, в частности, риск потери бизнеса в следствие рейдерского захвата.
Эти проблемы так или иначе решаются, но, к сожалению, недостаточно активно.
— Почему украинцы не хотят платить налоги (не считая высокие ставки)? Как стимулировать налоговую ответственность населения?
— Я бы не утверждал, что украинцы не хотят платить налоги. Что касается зарплат «в конвертах», то, как правило, это инициатива не работников, а бизнеса в лице их работодателей. При этом для бизнеса в данной части дело как раз в высокой нагрузке на фонд оплаты труда (НДФЛ — 18%, военный сбор -1,5%, ЕСВ — 22%). Если ее снизить, доля зарплат «в конвертах» может существенно снизиться.
Комментарии