Эксклюзив

Свобода vs регулирование: чего ждать МСБ до конца 2019 года

21 декабря 2020
admin Читати українською
  1. Doing Business: выше, быстрее, инвестиционно привлекательнее
  2. Власть и МСБ: свобода или рабство?
  3. Чего хочет бизнес от власти
  4. Готовы ли банки к кредитованию МСБ

2019 год выдался для украинского бизнеса непростым и богатым на перемены. С приходом нового президента и правительства в стране начали активно проводить реформы для улучшения бизнес-климата. Однако некоторые из них направлены на ужесточение условий для предпринимателей. По крайней мере, по мнению самих представителей бизнес-сообщества Украины, ведь наиболее сильное возмущение отдельные реформы вызвали именно у малого и среднего бизнеса.

Maanimo разбирался в том, что ожидает украинский МСБ до конца текущего года, улучшится ли бизнес-климат в стране и насколько банки готовы поддерживать предпринимателей.

Doing Business: выше, быстрее, инвестиционно привлекательнее

Украина в этом году смогла подняться в международном рейтинге инвестиционной привлекательности Doing Business сразу на семь позиций, заняв 64 место из 190 возможных. Уверенное восхождение страна демонстрировала с 2015 года, когда попала в первую сотню рейтинга. С тех пор позиции Украины только росли.

Всемирный банк составляет Doing Business с 2003 года по итогам комплексного исследования состояния реформ в каждой стране, входящей в рейтинг. Этот инвестиционный рейтинг является одним из ключевых факторов, формирующих желание инвесторов вложить деньги в ту или иную страну.

Украина вырвалась вперед благодаря тому, что улучшила шесть из этих ключевых индикаторов: «Защита миноритарных акционеров» (открытость информации о конечных выгодоприобретателях), «Получение разрешения на строительство» (устранены требования к найму независимого инженера, проектанта либо консультанта, введена система онлайн-уведомлений, незначительно снижена цена на разрешение на строительство в Киеве), «Подключение к электросетям» (упрощено подключение к электросетям и упорядочены технические условия, а также внедрена географическая информационная система. Также улучшена надежность электроснабжения, благодаря механизму компенсации отключения), «Международная торговля» (упрощены требования к сертификации отдельных промышленных товаров), «Регистрация имущества» (также упростили регистрацию земельных владений, повысили прозрачность управления земельными ресурсами) и «Доступ к кредитам» (получать кредитную информацию стало легче  благодаря созданию нового Национального реестра кредитов в НБУ).

Правительство уже назвало повышение рейтинга Украины хорошим знаком, результатом начала их работы и «зеленым светом» дальнейшим реформам.

Впрочем, как отмечают эксперты, на самом деле повышение позиций Украины является заслугой предыдущей власти, т.к. при составлении рейтинга учитывалась ситуация на май 2019 года. Кроме того, по двум наиболее важным показателям рейтинга – «Налогообложение» и «Решение неплатежеспособности» — Украина наоборот просела. Пока мир активно реформирует бизнес-сферу, Украины в лидерах реформ нет. Особо тревожной эксперты считают потерю 22 позиций за два года в показателе «Налогообложение», в этом винят повышенную финансовую налоговую нагрузку на бизнес (45,2% дохода уходит в налоги, в развитых странах этот показатель не превышает 20%) и сложную систему администрирования налоговой сферы в целом.

Власть и МСБ: свобода или рабство?

Новая власть сразу же крепко взялась за малый и средний бизнес. После того, как Кабмин огласил свои планы по развитию украинской экономики, в Верховную Раду подали ряд законопроектов, касающихся бизнес-сферы. Среди них те самые скандальные законопроекты о кэшбеке, РРО, а также новые налоговые инициативы правительства.

Неудивительно, что большая часть мелких и средних предпринимателей буквально взвыла от того, с какой скоростью и жесткостью правительство обозначило курс на «закручивание гаек». В отличие от крупного бизнеса, который может за себя постоять, а попытки его прижать чреваты проблемами с налоговыми поступлениями (как в ситуации с табачными компаниями), интересы МСБ в Украине вряд ли может защитить кто-то, кроме них самих.

Украинский бизнес ожидал от власти немного других действий. Среди прочего бизнесмены просили снижения налоговой нагрузки, прекращения давления на бизнес со стороны госорганов, либерализации и частичной декриминализации законодательства в сфере экономических преступлений, определенного стимулирования экономики. Власть вроде бы готова пойти им навстречу, но, похоже, исключительно на своих условиях.

Однако в день принятия Госбюджета-2020 премьер-министр заверил, что налоги в следующем году точно не будут поднимать – государство не видит в этом основной источник восполнения финансовых ресурсов. Реализация ряда других законодательных инициатив, вызвавших недовольство предпринимателей, временно приостановлена для доработки. Более того, в следующем году правительство будет финансово поддерживать агропромышленный комплекс – 4,4 млрд грн направлено на удешевление кредитов для фермерства.

Чего хочет бизнес от власти

С правительством премьер-министра Алексея Гончарука, самым молодым в Европе, украинский бизнес связывает ряд надежд, первая из которых касается того, что деятельность министерства будет полностью прозрачной. Кроме того, предприниматели ожидают взвешенный подход правительства к решению проблем бизнеса.

Ожидают также и завершения реформирования налоговых и таможенных органов, приватизации крупных госпредприятий, продолжения и закрепления европейских экономических реформ, открытия рынка земли, децентрализации, снижения влияния государства на бизнес и многого другого. И справедливости ради стоит сказать, что почти по всем направлениям на сегодняшний день уже предприняты определенные шаги.

Готовы ли банки к кредитованию МСБ

Украинский малый и средний бизнес действительно нуждается в деньгах, которые ему могут предоставить банки. Другой вопрос в том, готовы ли финучреждения помогать предпринимателям, давать бизнесу кредиты, и насколько это для них рискованно.

Бизнесмены часто жалуются, что по сравнению с иностранными инвесторами, кредитная ставка для украинских предпринимателей в банках превышает все разумные пределы. Однако это имеет свое объяснение.

«Ни один банк в мире не раздает деньги просто так. Любому банку нужны четкие гарантии возврата средств, высокая кредитоспособность и положительная кредитная история. Чем прозрачнее компания, чем выше кредитоспособность компании и надежность залога, тем ниже риск невозврата кредита банку. И вот вам результат — низкая кредитная ставка. Согласитесь, это дорогого стоит. Поэтому, если хотим получить доступ к дешевым кредитам, должны менять подходы к ведению бизнеса, заботиться о репутации и капитализации бизнеса», — считает Елена Макеева, занимавшая пост заместителя министра финансов Украины в правительстве Яценюка.

Образно говоря, банки в Украине не уверены в надежности украинского бизнеса, поэтому вынуждены страховать свои риски, устанавливая предпринимателям высокую процентную ставку. В свою очередь, бизнес вынужден либо брать кредиты на таких условиях, либо искать деньги где-то еще, либо разоряться. Все это точно не способствует экономической стабильности в стране.

Тем не менее, банки готовы вкладываться в развитие бизнеса в Украине и даже ожидают снижения процентной ставки по кредитам в следующем году.

«Конкуренция за желанного клиента заставит банки упрощать/ускорять процессы, снижать расходы и потери за счет диджитализации процессов, несколько повысит аппетит к риску (следовательно, несколько смягчатся требования к обеспечению/залогу по кредитам и увеличатся максимальные суммы кредитования в одни руки)», — говорит Евгений Заиграев, исполнительный директор направления корпоративного бизнеса и МСБ АО «Кредобанк». Он прогнозирует снижение ставок кредитования в гривне для бизнеса на уровне 1,5-2,5% пункта в течение 2020 года. Это снижение может произойти только параллельно со снижением учетной ставки НБУ, стоимости привлечения средств Министерством финансов, а также ставок по депозитам.

Таким образом, в следующем году банки вполне готовы прокредитовать малый и средний бизнес, при этом снизив процентные ставки – и чем лучше будет сбываться положительный прогноз банкиров, тем активнее эти ставки будут снижаться. Однако неверная экономическая политика правительства, внезапное падение нацвалюты, приостановка реформ, отсутствие помощи Украине от МВФ могут тормозить этот процесс.

Оставьте комментарий

Комментарии