Эксклюзив

Итоги 2019 года: рынок кредитования (опрос)

30 ноября 2020
Yaroslav Rizhok Читати українською

Прошедший 2019 год стал успешным для развития рынка кредитования в Украине, особенно, в потребительском сегменте. Однако не стояли на месте и автокредиты, ипотека и кредитные карты. Maanimo спросил у банкиров, какие факторы влияли на динамику процентных ставок по кредитам в этом году, кто больше всего пользовался услугой банковского кредитования, как изменилось поведение потребителей за год, а также какие специальные предложения по кредитам банки подготовили для своих клиентов к новогодним праздникам.

Олег Пахомов, заместитель главы Правления – директор по розничному бизнесу Банка Кредит Днепр:

В 2019 году кардинальных изменений в расстановке сил на рынке розничного кредитования не произошло: потребительский сегмент остается ключевым направлением. Он интересен банкам быстрой оборачиваемостью портфеля, хорошей маржинальностью и высоким уровнем спроса. Клиенты все больше понимают пользу кредита как удобного инструмента финансового планирования и скорой финансовой помощи.
Статистика подтверждает данный тезис: за 10 месяцев 2019 года гривневый портфель розничных кредитов увеличился на 30,5 млрд грн (+22%) до 170,5 млрд грн, наилучшую динамику показали именно потребительские кредиты: их объем вырос на 26,6 млрд грн (+23%) до 142 млрд грн, портфель автокредитов выросли на 2,2 млрд грн (+22%) до 12,3 млрд грн, а ипотека – на скромные 0,6 млрд грн (+6%) до 10,7 млрд грн. В результате потребкредиты составляют 83% розничного гривневого портфеля, в то время как автокредиты – только 7%, ипотека – 6%.
Наш банк рассматривает потребительское кредитование в качестве фокусного направления и растет в нем быстрее рынка: с начала года мы удвоили портфель кэш-кредитов, а общий розничный портфель нарастили почти на 80%, перешагнув знаковый для себя рубеж в 1 млрд грн. Ключевые составляющие результативности: конкурентные и прозрачные условия продуктов с возможностью выбора клиентом оптимальной конфигурации кредита под его финансовые цели и возможности; продуктивная работа с базой хороших заемщиков и эффективные маркетинговые предложения. Так, наша недавно завершившаяся акция «Деньги на авто» привлекла почти 2,5 тысячи участников, оформивших кредиты на общую сумму около 130 млн грн. В дополнение к удобному инструменту решения своих финансовых задач каждый участник акции получил приятный сюрприз от банка, а победители наверняка найдут достойное применение честно выигранным 300 тыс. грн. Впереди новые не менее интересные акции для наших действующих и новых клиентов.

Окончание года – традиционный период повышенной потребительской активности: рождественские распродажи, новогодние каникулы и путешествия, подготовка подарков родным и друзьям, возврат старых долгов. Все эти хлопоты требуют финансовых ресурсов, поэтому обычно спрос на заемные средства возрастает как в сегменте кредитов наличными, так и по кредитным картам.

Стоимость кредитования зависит от ряда факторов: экономические и инфляционные ожидания, источники фондирования, цена и доступность ресурсов уровень и прозрачность доходов заемщиков, правовая защищенность кредиторов, качество кредитных портфелей банков, влияющее на их кредитные аппетиты и возможности.

Борис Рафалович, Директор Департамента продаж розничных продуктов ТАСКОМБАНКА:

Вот уже второй год к ряду рынок кредитования в Украине растет: на сегодняшний день мы можем говорить о росте кредитования населения на 30% по сравнению с 2018 годом. Необходимо также отметить ужесточение конкуренции, и не только среди банков, но также между банковскими учреждениями и микрофинансовыми организациями в плоскости скорости выдачи средств и онлайн-каналов обслуживания.

Наибольший спрос населения традиционно остается на беззалоговые кредиты и кредитные карты, а вот рынок автокредитования только начинает восстанавливаться. Мы делаем ставку в 2020 году на продукты по автокредитам, учитывающие особенности приобретения автомобилей, привезенных из-за границы. Среди тенденций уходящего года: увеличение сумм кредитования до 500 тыс. грн, сокращение времени на выдачу займа, например, в ТАСКОМБАНКЕ получение кредита занимает до 55 минут. По кредитным картам основным инструментом удержания клиентов остается размер кэшбека и льготного периода. Каждый третий держатель активной кредитной карты не платит за пользование средствами, погашая задолженность в грейс-периоде.

На ставки по кредитованию влияют два ключевых фактора: размер учетной ставки национального банка Украины и уровень просроченной задолженности. Несмотря на то, что регулятор продолжает смягчать монетарную политику, прогнозируя размер учетной ставки к концу 2020 года на уровне 9%, рынок не может настолько быстро реагировать изменением ставок по кредитованию. Тенденция уменьшения уровня просроченной задолженности прослеживается, но этот процесс требует времени. Поэтому ставки по кэш-кредитам в течение 2019 года, значительно не менялись и по нашим оценкам в течение следующего года ситуация кардинально не изменится. Уменьшение ставок возможно с 2021 года.

В Украине спрос на кредитные карты и кредиты наличными заметно отличается в зависимости от размера населенного пункта. Так, в крупных городах, где клиенты привыкли к безналичным платежам, большим спросом пользуются кредитные карты в основном для ежедневных покупок. А вот в меньших городах, где зачастую привыкли пользоваться наличными, превалируют кэш-кредиты. Займы берут преимущественно на ремонт, обустройство жилья, покупку техники и на текущие нужды.

В ТАСКОМБАНКЕ программа кредитования наличными — один из приоритетных продуктов, над усовершенствованием, которого, мы работаем независимо от сезонности. На сегодняшний день мы ускорили процедуру выдачи кредита до 55 минут. А вот держателей кредитных карт мы часто удивляем интересными предложениями и новыми акциями. В канун Нового года мы предлагаем нашим клиентам совершить путешествие мечты. Мечта у каждого своя, поэтому мы даем возможность выбрать любую страну – кто о какой мечтал. Для этого нужно оформить карту «Большая пятерка» или #PudraCard, рассчитаться или снять наличные кредитными средствами на сумму от 500 грн с 1 декабря 2019 по 31 января 2020. Каждый чек на 500 грн и больше участвует в розыгрыше двух сертификатов на туристическую поездку на общую сумму 60 тыс. грн.

Дмитрий Замотаев, начальник департамента розничного бизнеса Глобус Банка:

2019-й — год активного развития потребительского кредитования. Именно этот вид кредитования стал основным драйвером роста кредитных портфелей банков, а также роста комиссионной составляющей. По данным НБУ, рост потребительского кредитования в Украине продолжается уже два года. Темп прироста необеспеченных кредитов на потребительские цели превышает 30% уже восемь кварталов подряд. Высокая конкуренция на рынке потребительского кредитования заставила банки обратить более пристальное внимание на более сложные сегменты розничного кредитного бизнеса – автокредитование и ипотечное кредитование (в первую очередь, «вторичку»). Так, в 2019 году кредитные продажи на рынке автокредитования уже достигли 25%, а у отдельных дилеров и вообще превысили 30%.    

2019-й запомнится началом устойчивой тенденции по снижению ставок. И если в первой половине года банки пересматривали ставки по кредитам в сторону снижения вследствие все возрастающей конкуренции в том или ином сегменте рынка и делали это, как правило, за счет снижения своей процентной маржи, то во второй половине года дальнейшее снижение ставок было подкреплено трендом на снижение стоимости ресурсов. Кстати, потенциал второй составляющей тренда еще не полностью использован банками. Соответственно, клиентам стоит ожидать дальнейшего снижения ставок.

Каких-либо серьезных изменений в портрете клиента в 2019-м не было. Стоит, однако, отметить, что положительная экономическая динамика способствовала росту потребительского индекса и, как следствие, привела к увеличению количества клиентов в каждом сегменте розничного рынка. То есть, клиенты с небольшими доходами стали все активнее использовать потребительские кредиты, а клиенты с более высоким доходом стали охотней решать свои жилищные вопросы или обновлять свой автопарк. Но в абсолютном значении наиболее массовыми и интересными для банков были именно клиенты со спросом потребительские кредиты.

По опыту прошлых лет, новогодние праздники всегда ассоциируются с покупкой подарков для родных и близких. Соответственно, банки будут предлагать отдельные акционные продукты с теми партнерами, которые ожидают увеличения продаж в преддверии новогодних праздников. Это будут все те же потребительские кредиты, но на более привлекательных условиях (более низкая цена, больший срок выплаты, подарки, розыгрыши дополнительных бонусов для клиентов). В сегменте залоговых кредитов такие продукты если и будут, то будут носить скорее единичный, а не массовый, характер. Продавцы таких товаров практикуют предоставления персональных скидок конечным потребителям в канун Нового года для распродажи складских запасов, и ожидают максимального эффекта именно от этой маркетинговой активности.