Раскрыть карты: предоставят ли банки всю информацию клиентам?
Недавно Нацбанк принял новые требования по раскрытию банками информации о своих услугах в рекламе и на сайтах, а также рекомендации по рассмотрению обращений их клиентов. Предполагается, что это должно дисциплинировать финучреждения. Раньше они часто не указывали в полной мере условий по кредитованию, депозитам и прочим продуктам. Сейчас банки готовы меняться в этом направлении, однако некоторые эксперты уверяют: пока такой процесс контролируется регулятором, а не отдельной независимой структурой, положительных сдвигов ожидать не стоит.
Maanimo разбирался, какую информацию о продуктах и услугах должны отображать финучреждения на своих сайтах, как они относятся к нововведениям, а также как это отразится на клиентах.
Все должно быть понятным
То, что многие банки последние годы размещали далеко не всю информацию об условиях кредитования либо привлечения депозитов от населения, особой тайны не представляет. Регулятор довольно часто критиковал финучреждения по этому поводу.
В Нацбанке отмечают, что банки должны обеспечить полную, прозрачную и понятную для всех потребителей информацию об услугах. Также регулятор требует более тщательного рассмотрения жалоб от клиентов и самостоятельное исправление банками найденных нарушений прав потребителей. На то, чтобы расширить информацию на сайтах, банкам дали три месяца, а в рекламе – полгода.
Сами банки считают, что выполняют практически все требования по прозрачности информации для своих клиентах. Так, например, в пресс-службе «Альфа-Банка Украина» maanimo сообщили, что банк всегда ответственно относился к вопросу информирования клиентов относительно требований регулятора и раскрытия полной информации о продуктах и услугах. Например, будущий вкладчик легко может найти на сайте банка информацию не только о процентных ставках и других условиях депозитных вкладов, но и ознакомиться с актуальной версией договора о банковском обслуживании, тарифами для физлиц и типовыми формами договоров. По кредитам и кредитным картам будущий кредитополучатель легко найдет условия кредитования, тарифы, стандартный расчет для пользования услугой, а также информацию о погашении задолженности.
Другие банки заявляют о полной решимости выполнять все требования регулятора по этому вопросу.
А это мы «опустим»
Какую же информацию о продуктах банки зачастую предпочитают не указывать на своих сайтах?
Прежде всего, финучреждения часто не указывают полную стоимость своих услуг. Например, умалчивается о комиссиях, которые клиент должен будет затем уплатить так называемым «третьим лицам», и какие-либо дополнительные платежи. К ним относятся платежи страховым компаниям, государственному регистратору, нотариусу, оценщику и т.д.
Банки не всегда четко описывают для потребителя периодичность погашения кредита, условия досрочного его возвращения. Также расплывчато указываются (а нередко и совсем отсутсвуют) размеры возможных штрафов и пени за невыполнение клиентом своих обязательств, например, в случае несвоевременного погашения кредитов и процентов по ним.
Исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова заявила maanimo, что недавно проведенное проектом USAID в Украине исследование в части предварительного информирования банками своих клиентов об условиях кредитования показало – в этой области есть проблемы. «Есть случаи неточного указания размера реальной процентной ставки в предварительной информации или отсутствие упоминания о страховке, обязательной для получения такого кредита», — говорит Коробкова.
Тем не менее, эксперт считает, что от подобной практики страдают не только потребители-заемщики, но и банки, которые добросовестно информируют своих клиентов о стоимости кредитов и других услугах.
Такая точка зрения заслуживает внимания, однако это звучит немного странно: как банки могут от этого страдать, если сами публикуют информацию на сайтах и должны отвечать за публикацию полных данных и исчерпывающих ответов на вопросы потребителей.
В то же время Елена Коробкова считает, что к опубликованным Нацбанком новым правилам у финучреждений все же есть вопросы. Она заявила:
«Некоторые из требований, на наш взгляд, невозможно буквально выполнить на практике. Поэтому могут потребоваться дополнительные разъяснения от регулятора или уточнение отдельных норм положения».
Однако какие конкретно это требования, эксперт не уточнила.
Никаких положительных изменений не будет?
Президент общественной организации «Финансовая грамота Украины» Михаил Стрельников сообщил maanimo, что новые правила для банков по публикации всей информации на сайтах ничего не дадут потребителю их услуг. Свое мнение эксперт аргументирует тем, что контроль за выполнением этих правил возложен на управление по защите прав потребителей самого Нацбанка.
«Поэтому я думаю, что настоящего контроля за этим процессом просто не будет. Штрафы банкам выписываться зачастую также не будут. Дело в том, что Нацбанк не должен быть контролером и «карающим мечом» банков. Во всем цивилизованном мире это делают независимые структуры. Либо, например, как это происходит в Польше, – там такой контроль и карающая функция за невыполнение требований банками возложены на Министерство по защите прав потребителей. Оно выписывает за нарушения прав клиентов банков штрафы порой на астрономические суммы. Поэтому финучреждения десять раз подумают, прежде чем что-либо сделать «не так» в отношении своих клиентов».
Совет тут может быть один: при подписании каких-либо договоров с финучреждением каждому клиенту следует добиваться получения от банковского менеджера полной информации. Даже требовать это, как и обязательно требовать внесения всей информации в договор. Такое сделать бывает довольно сложно, но это нужно.
Материал подготовил Олег Громов
Комментарии