Новый старый законопроект: за отмывание «грязных» денег увеличили штрафы
В начале ноября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Документ на 90% напоминает уже действующий. Однако в новом законопроекте за проступки банков, финучреждений, фирм и физических лиц значительно увеличили размеры штрафов. Maanimo разбирался, какие нововведения предусматривает принятый документ, во сколько раз вырастут штрафы за отмывание нелегальных денег, и в чем отличие нового законопроекта от действующего.
Субъектом законодательной инициативы, а, следовательно, и автором этого документа выступил Кабинет Министров Украины в лице премьера Алексея Гончарука.
Стоит отметить, что сейчас в Украине уже действует подобный закон, но правительство решило несколько его подкорректировать и выдать на свет свой документ.
Самое главное: как увеличили пороговую сумму
Из названия законопроекта №2179 становится понятно, что он направлен на повышение эффективности противодействия отмыванию грязных денег, а также на борьбу с финансированием терроризма.
Пойти на этот шаг Украина обязалась по Соглашению об ассоциации с Европейским Союзом, имплементировав соответствующие международные стандарты Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (FATF).
Что же собой представляет принятый в первом чтении законопроект, и каковы его негативные и позитивные стороны?
Самым важным, что регламентирует этот документ, является увеличение пороговой суммы и уменьшение количества признаков для обязательной отчетности соответствующим органам о финансовых операциях. Так, пороговая сумма «начала отчетности» стартует не от 150 000 гривен, как это прописано в действующем законе, а с 400 000 гривен.
Список тех, кто подпадает под бдительное «око», достаточно широк: банки, небанковские финансовые организации (МФО (микрокредитование), страховые компании, кредитные союзы, ломбарды), биржи, платежные организации и отдельные физлица.
Законопроект регламентирует размеры максимального штрафа для банков и финучреждений в том случае, если их признают виновными в отмывании «грязных» денег. Учреждения или фирмы должны выплатить 10 млн необлагаемых минимумов доходов граждан, если они совершили или совершают системные нарушения. Если же это является единичным случаем злоупотребления, то штраф будет значительно «скромнее» — 1 млн необлагаемых минимумов. То есть суммы штрафов, которые будут применять к нарушителям, достигают довольно ощутимых и пугающих цифр — до 170 млн гривен.
Как считает сотрудник юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Александр Камша, такой размер штрафа довольно ощутим даже для банковского учреждения. К тому же, уверяет юрист, этот документ содержит целый ряд положений, которые можно неоднозначно трактовать, и они в основном являются чисто оценочными. «Однако именно поэтому могут легко нарушаться права физических и юридических лиц. Также это будет побуждать к значительным проявлениям коррупционных рисков», — отмечает он в комментарии для maanimo.
Физлица давно готовы и избегают штрафов
Штрафные санкции также значительно вырастут и для физических лиц. Юрист Ростислав Кравец отмечает, что, например, это могут быть «скрытые» или «грязные» деньги (как их квалифицируют соответствующие органы контроля) при операциях купли-продажи жилья. Ведь известно, что жилье стоит в Украине в большинстве случаев более 400 тысяч гривен, и контролировать такие процессы на предмет отмывания также будут. Но такое есть и сейчас.
«Просто при купле-продаже квартиры большие суммы разбиваются на несколько малых, и, соответственно, они составляют сейчас меньше 150 тыс. гривен. В дальнейшем составят менее 400 тысяч гривен. А на такие сделки не распространяется правило финансовых проверок. Т.е. проблем в этом нет», — отмечает Кравец.
Есть и такие эксперты, которые считают, что новый законопроект сильно развязывает руки СБУ, и якобы она с еще более неограниченными правами будет в дальнейшем «кошмарить» бизнес. Это объясняется тем, что соответствующий законопроект обязывает бухгалтеров различных фирм и предприятий, нотариусов, а также риелторов прилагать всяческие усилия с их стороны для осуществления жесткого контроля за клиентами. Как оно будет на практике, и останется ли такая норма ко второму чтению, пока неизвестно.
Конечных собственников надо знать в лицо
Однако известно, что законопроект предусматривает открытую информацию о конечных бенефициарах фирм. Тем не менее, такая норма действует и в нынешнем законе. И в этом принципиально нового ничего и нет. Александр Камша считает, что в проекте закона не понятно, что именно следует понимать под термином «конечное решающее влияние («контроль»)», который влияет на квалификацию лица как конечного бенефициарного собственника. Кстати, как и другая кипа определений.
Банки неохотно комментируют этот законопроект, что вполне понятно, ведь они напуганы возможными сверхвысокими штрафами, которые запросто могут быть выписаны на них. В целом же специалисты утверждают, что «новый» документ на 90% повторяет уже действующий. Авторы первого из этих документов просто сделали некоторые незначительные правки и вписали новые цифры.
Правда, еще есть время до принятия этого документа во втором чтении. Поэтому депутаты еще могут внести существенные правки и уточнения.
Материал подготовил Олег Громов
Комментарии