Эксклюзив

Нужен ли лоббизм Украине? Давайте как-то договоримся и решим этот вопрос

16 декабря 2020
admin Читати українською
  1. Почему джиарщик — это не лоббист (и не пиарщик)
  2. Простыми решениями вымощена дорога в никуда
  3. Лоббизм здорового человека: вы что, хотите как в США?
  4. Аграрное лобби. Защитить землю
  5. Игорное лобби. Шансы есть
  6. Биткоин-лобби. Майнить легально
  7. Украине не нужен лоббизм?

После парламентских выборов подавляющее большинство кресел заняли депутаты от «Слуги народа». Но каким образом власть контактирует с народом, и как отследить, действительно ли она учитывает потребности разных социальных групп и служит гарантией их защиты? К тому же народная масса – неоднородна, и часто в ней возникает конфликт интересов. Строить диалог и сглаживать конфликты могут помочь лоббисты – люди, которые специализируются на продвижении интересов. Но часто их путают с обычными взяточниками.

Давайте разбираться с Maanimo, чем лоббизм отличается от коррупции, какая от него может быть польза, и есть ли в Украине настоящие лоббисты.

Почему джиарщик — это не лоббист (и не пиарщик)

В Украине не сформирован институт лоббизма. Схожей деятельностью занимаются GR-специалисты, они же джиарщики. «GR» расшифровывается как Government Relations.

В широком смысле лоббист характеризуется как специалист, не входящий в правящую верхушку непосредственно, но влияющий на то, чтобы правители принимали решения, выгодные для определенной социальной группы. Такой специалист выстраивает предсказуемую систему отношений между госорганами и той группой, на которую он работает.

Джиарщики делают практически то же самое. Однако если лоббисты (в других странах) могут работать независимо и часто берут заказы у общественных объединений, иногда – даже у нескольких сразу, то джиарщик обычно состоит в штате какой-то конкретной компании и работает только на благо развития ее бизнеса. Они отличаются друг от друга примерно так же, как адвокат и корпоративный юрист.

Чтобы хорошо выполнять свои функции, и те, и другие должны поддерживать связи в профильных органах власти, иметь комплексное понимание процесса принятия решений и постоянно отслеживать текущую ситуацию в той сфере, для которой они добиваются изменений. Таким образом они могут предотвратить возможные угрозы и использовать удобные случаи.

А еще джиарщиков могут путать с пиарщиками. Ну, потому что слова похожие. Пиарщик действительно может «переквалифицироваться» в джиарщика, потому что у него могут быть подходящие связи, но цели у них все-таки разные. Задача пиарщика – привлечь внимание общественности к личности или продукту, а задача GR-специалиста – привлечь внимание государства (и направить его в нужное русло).

Простыми решениями вымощена дорога в никуда

У понятия «лоббизм» репутация испорчена, и не только в Украине. В массовом сознании это явление отождествляется с коррупцией. «Решить вопрос» в чьих-либо интересах обычно значит – просто занести в кабинет чиновника некую сумму денег.

Такой метод дает мгновенный результат, чем многие и пользуются, но в долгосрочной перспективе создает полнейшую неразбериху. Если нет законодательной базы, которая бы регламентировала транзакции между властями и заинтересованными лицами, если заплатить может кто угодно, кому угодно, за что угодно, то невозможно выстраивать полноценную стратегию развития диалога.

Коррупционер может «продвинуть» законопроект, не согласовав его положения с актуальным законодательством и текущей ситуацией, или добиться нужного кадрового назначения в обход всех необходимых процедур. Но это не то, чем должны заниматься лоббисты в развитых странах.

Если вывести из тени лоббистские практики и сформировать соответствующее правовое поле, ограничивая возможные способы продвижения интересов и фиксируя финансовые потоки, то это как раз поможет избежать вседозволенности в государственных органах.

Грамотный лоббист – прежде всего стратег. Анализируя изменения в законодательстве и экономике страны, понимая, как меняются государственные приоритеты и какие отрасли и технологии могут получить поддержку в будущем, он способен сбалансировать конфликт интересов в разных отраслях и найти решение «win-win», от которого выиграют все участвующие стороны.

Если же все вопросы решаются стихийно, без учета важных факторов, просто «быстро и дорого», то конфликты только усиливаются, потому что на этой почве конкурирующие отрасли и компании друг друга «едят», не оглядываясь на последствия для общества.

Лоббизм здорового человека: вы что, хотите как в США?

В настоящее время наиболее развитая законодательная база для рынка лоббистских услуг существует в США. Американских лоббистов детенизировали еще в 1946 году.

Тот факт, что их деятельность прозрачна, дает возможность получить открытую информацию о том, какие компании больше всего стараются повлиять на решения Конгресса, и сколько денег на это потрачено. Для этого они указывают в финансовой отчетности, какую сумму направили на продвижение своих интересов и с какими специалистами при этом сотрудничали.

Прямой подкуп чиновников при этом запрещен. Вместо этого, частой практикой является финансирование предвыборной кампании подходящего кандидата или продвижение его социально ориентированных инициатив.

Для того, чтобы предоставлять услуги, лоббист должен зарегистрироваться и подчиняться определенным требованиям, за нарушение которых его могут оштрафовать, а то и посадить в тюрьму. Также он обязан платить налог с заработанных доходов.

Помимо США, работа лоббиста полностью легальна и упорядочена в Канаде. Что касается стран Евросоюза, то защищать свои интересы таким путем там разрешено, но для регулирования рынка подобных услуг действует «мягкое право», то есть регистрация лоббистов необязательна.

Не во всех странах ЕС разработана полноценная правовая основа для развития лоббизма. Но, например, в Великобритании для этого вида деятельности сформировалась устойчивая традиция – поскольку считается, что лоббизм зародился именно в британских кулуарах.

Обычно компании обращаются к лоббистам, чтобы те добились для их сферы деятельности снижения налогов или таможенных пошлин, повышения бюджетных дотаций, либерализации правил и других изменений в законопроектах. Для каждой отрасли – свои нюансы. Рассмотрим для примера несколько «отраслевых лобби», актуальных для современной Украины.

Комбайн

Аграрное лобби. Защитить землю

Представители сельскохозяйственного сектора в Украине из года в год объединяются, чтобы создать и продвинуть законопроект об отмене моратория на продажу земли. Тем не менее, никому еще не удавалось.

Президент Зеленский настаивает на том, чтобы эту задачу решили в следующем году, но как раз для этого необходимо учесть столько факторов и вероятных последствий, что тяжело обойтись без специалистов, которые одновременно разбираются в написании законопроектов и знают насущные нужды отрасли.

Например, в странах ЕС фермеры консолидируются и создают сильные аграрные ассоциации, участники которых имеют широкие возможности для влияния на вектор развития с/х сектора. Есть и общая для всего Евросоюза организация — COPA COGECA. В Украине много организаций, которые стремятся решить проблемы агросектора, но только с 2017 года ключевые объединения начали собирать Всеукраинский аграрный форум.

Игорное лобби. Шансы есть

Кроме открытия рынка земли, украинцам обещают легализацию игорного бизнеса. Если разрешить казино, игровые автоматы и букмекерскую деятельность, то их можно обложить налогами и получить значительный приток средств в бюджет. Это один из крупнейших нелегальных рынков в стране.

Однако азартные игры предполагают серьезные социальные риски. Очень легко представить вариант, в котором владельцы такого бизнеса «продавят» для себя легализацию, но не озаботятся последствиями. Чтобы минимизировать риски, нужно составить подробный, детализированный законопроект. Проще было в 2009 году запретить весь рынок и монополизировать государственные лотереи.

За прошедшее время в этой сфере, как и на рынке земли, сформировалась определенная расстановка сил. Изменение правил игры спровоцирует передел рынка, и поэтому те, кто не хочет терять удобную позицию, будут продвигать, в свою очередь, законопроекты о продлении запрета.

Биткоин

Биткоин-лобби. Майнить легально

Не решив предыдущие проблемы, рассуждать о рынке криптовалют несколько преждевременно. Однако во всем мире эта тема набирает популярность и требует разработки регуляторной политики.

 Рано или поздно вопрос блокчейна встанет ребром и в Украине, тем более, что Нацполиция уже неоднократно отчитывалась о поимке криптомошенников.

 В прошлом году группа крупных компаний объявила о создании Blockchain Association — первого лоббистского объединения, которое намерено представлять интересы криптоиндустрии в Вашингтоне. В ассоциацию вступили такие отраслевые лидеры, как Coinbase, Protocol Labs, Digital Currency Group и Polychain Capital.

 С начала 2019 года около 80 компаний и организаций в США лоббировали законопроекты, связанные с финтех-решениями, криптовалютами и технологией блокчейн. Общие расходы составили 42 млн долларов.

Крупнейшим лоббистом финтеха за указанный период стала Торговая палата США.

 Для сравнения, в конце 2017 года только дюжина компаний, имеющих отношение к криптовалютам, платили за лоббирование своих интересов в Вашингтоне. В течение 2018 года их число выросло почти втрое — до 33 организаций. Это значит, что потребности индустрии неуклонно растут.

Украине не нужен лоббизм?

«Я никогда никем не пользовался, мне не нужно лобби: вы знаете прекрасно, какое доверие ко мне людей… Я никогда не встречался ни с одним лоббистом, ни с одним посредником, никого об этом не просил… Я этого не делал, мне это не нужно, я никому ни копейки не платил, и этого не может быть никогда», — сказал президент Владимир Зеленский, когда его обвиняли в сотрудничестве с американскими лоббистами.

 Выяснять, так это или нет, мы не будем. Но и характер обвинения, и реакция подчеркивают факт: в Украине у лоббизма сложился негативный имидж, и лучше не признаваться в том, что был замешан в чем-то подобном. А если и правда не был замешан, то лучше лишний раз это подчеркнуть.

 Однако, если легализовать лоббизм, сразу будет видно, какие политические решения кто продвигает и сколько денег на это уходит. Быть может, отрицательная репутация лоббизма выгодна тем политикам, которые не хотят менять свой статус-кво, а хотят продолжать пользоваться нужными связями нелегально и никому об этом не отчитываться.

Оставьте комментарий

Комментарии