Эксклюзив

Финансовый расцвет: что банки подготовили на весну-2020? (опрос)

1 декабря 2020
Yaroslav Rizhok Читати українською

Несмотря на то, что мировую финансовую систему «лихорадит» по многим причинам, и Украину это тоже не обошло стороной, эксперты говорят, что банковский сектор в стране пока достаточно стабилен и рентабелен. При этом в весеннем сезоне банки готовят украинцам новые продукты и еще больше сместят фокус в сторону онлайн услуг. Maanimo спросил у банкиров, как будут вести себя процентные ставки в ближайшие три месяца, каких новинок ожидать, что будет с дешевыми кредитами, и какие тренды формируются на рынке финуслуг этой весной.

Денис Сапрыкин, Co-Founder & CEO sportbank

На рынке банковской розницы сейчас наблюдается несколько явных тенденций:

— оживление банков с точки зрения цифровых каналов, в частности мобильного банкинга, а также активация карточных предложений, связанные с хайпом вокруг необанков как в Украине, так и в мире. Думаю, мы увидим много предложений именно таких продуктов.
— Вывод на рынок ипотечного кредитования некоторыми иностранными банками.
— Снижение ставок, как результат системной работы НБУ в этом направлении, снижения учетной ставки.
— В то же время на фоне негативного информационного фона (вирус, фондовые рынки, курс), может нарастать необходимость в повышении ставок по пассивным продуктам.

Думаю, некоторые банки предложат клиентам новые карточные продукты, появятся предложения для конкретных клиентских сегментов (прогнозирую бум детских карт), банки будут стараться усовершенствовать свои операционные процессы – доставка карт, дистанционное обслуживание. При поддержке международных платежных систем мы увидим проекты, в том числе инфраструктурные, предлагающие клиентам новые способы оплаты и денежных переводов. Потребительское кредитование будет трансформироваться в сторону Installment (рассрочка) в торговых сетях. Предложения по депозитам и сберегательным счетам будут зависеть от экономической ситуации в стране. Украинцы по-прежнему проявляют активный интерес к кредитным продуктам – кредитные карты, кредиты наличными, кредиты на товары, высокий спрос на ипотечные кредиты, но при условии адекватной процентной ставки – ниже 15% годовых.

Мы наблюдаем активное появление небанковских игроков – кредитование, платежи и переводы, инвестиционные предложения.

Смещения фокуса таких игроков с сабпрайм на неопрайм-сегмент клиентов.

Появление технических платформ по интеграции финансовых сервисов с акцентом на мобильный интерфейс.

Эмоциональный маркетинг – финансовые услуги подаются клиентам уже не в унылой, сухой форме, а с учетом релевантного контента и lifestyle целевой аудитории.  Также акценты на тотальных выгодах для клиента и использовании эффекта «сарафанного радио» для продвижения банковских услуг.  Мы в sportbank, например, планируем помимо стандартных промо и рекламных кампаний сильную реферальную программу с финансовой благодарностью клиенту за рекомендацию.

Сергей Гнездилов, начальник департамента по работе на международных рынках РАДАБАНКА

Банковский рынок ожидало бы спокойствие, если бы не вмешался коронавирус и падение цен на нефть. А так как мы довольно зависимы от иностранных инвесторов, то спокойствие или хаос на мировых рынках окажут влияние и на украинский банковский рынок.

Процентные ставки будут зависеть от решения Национального банка Украины 12 марта по учетной ставке. С учетом кризиса НБУ может оставить ее на прежнем уровне, тогда снижение ставок на рынке приостановится.

Относительно дешевые кредиты банки уже готовы выдавать и выдают. Было выше 20%, теперь ниже.

На рынке финуслуг видим новые тренды – дистанционное обслуживание без посещения отделений, и новые продукты появляются практически только в мобильных приложениях.

Денис Михов, директор по развитию бизнеса Банка Кредит Днепр

Банковский депозит остается для населения оптимальным инвестиционным инструментом с точки зрения простоты, надежности и прибыльности. Статистика подтверждает, что доходность депозитов с меньшей степени влияет на настроения вкладчиков, чем экономическая, финансовая и курсовая стабильность и прогнозируемость.

Доходность депозитов с определенным временным лагом коррелирует с динамикой учетной ставки НБУ, которая сейчас составляет 11%. Средняя доходность розничных депозитов (Украинский индекс ставок по депозитам физических лиц, ежедневно рассчитывается НБУ на базе ставок топ-20 банков) с начала года снизилась в гривне на 3 п.п. в 11,6-12% годовых (в зависимости от срока размещения вклада) в валюте — на 0,5-1 п.п. в 1-1,8% в долларах США и 0,2-0,7% в евро. Наш банк предлагает до 13,5% годовых в гривне и до 1,75% годовых в валюте, что является одной из лучших рыночных предложений.

Дальнейшая динамика депозитных ставок будет определяться макроэкономическими трендами, монетарной политикой регулятора, в частности, реализацией прогноза по снижению учетной ставки до 7% в конце 2020 года, ситуацией с ликвидностью в банковской системе, возможностями по диверсификации источников фондирования и ценовой политикой основных игроков рынка. В целом тренд соответствия доходности годового депозита в гривне уровню инфляции является экономически обоснованным и наиболее вероятным в среднесрочной перспективе.

При отсутствии инфляционных и курсовых шоков существенная разница в доходности гривневых и валютных депозитов сохранится: банки продолжат фокусироваться на привлечениях в гривне как ключевом ресурсе для кредитования, мотивируя клиентов размещать средства на длительные сроки более привлекательными процентными ставками.

Вкладчики при выборе валюты депозита учитывают ряд факторов: собственные финансовые возможности – валюту получения дохода и основных трат; планируемую долгосрочность сбережений, преследуемую цель – получение максимального дохода или защиту средства от курсовых рисков.

Многие клиенты диверсифицируют свой депозитный портфель по валютам, решая таким образом одновременно задачи сбережения средств при минимизации курсовых рисков и получения дополнительного дохода.

На рынке розничного кредитования в 2020 году существенного переформатирования не ожидается, в приоритете остается потребительский сегмент. Он по-прежнему интересен банкам быстрой оборачиваемостью портфеля, хорошей маржинальностью и высоким уровнем спроса, т.к. клиенты все больше понимают пользу кредита как удобного инструмента финансового планирования и скорой финансовой помощи.

Растущая популярность у населения кредитов наличными и карточных кредитов объясняется отличительными особенностями каждого из направлений и, соответственно, их различными целевыми аудиториями. Кредитная карта предполагает регулярный доступ к заемным средствам и гибкие возможности для их возврата, в том числе, без оплаты процентов за пользование кредитом в грейс-период. Поэтому карточные кредиты удобны при безналичных расчетах заемными средствами за товары и услуги, соответственно, они востребованы в крупных городах, где население более cashless-ориентировано и лучше развита платежная инфраструктура.

Кредиты наличными берутся для конкретных разовых целей: ремонт квартиры/дома/автомобиля, оплата учебы или путешествия, семейные мероприятия. Они дороже, чем целевые и карточные, но их востребованность продиктована менталитетом заемщиков и рыночной средой, которые во многом все еще ориентированы именно на расчеты наличными.

Стоимость розничного кредитования зависит от ряда факторов: цена и доступность ресурсов, платежеспособность заемщиков, качество кредитных портфелей банков, правовая защищенность кредиторов, формирующая «плату за риск» в кредитной ставке.

Эффект от снижения Нацбанком учетной ставки на ставки по кредитам физлиц является незначительным, т.к. в себестоимости розничных кредитов стоимость фондирования занимает незначительную часть, в большей степени на нее влияют цена риска и рост маркетинговых расходов. Уверенность банков в защите своих прав как кредиторов пока оставляет желать лучшего, а составляющая «платы за риск» в цене кредитов также по-прежнему весома, т.к. доля проблемных займов продолжает оставаться высокой и снижается очень медленно.  

Для дальнейшего динамичного развития и улучшения условий потребительского кредитования необходимы экономические и правовые основания, обеспечивающие возможность долгосрочного финансового планирования, должную правовую защиту кредиторов и платежеспособный ответственный спрос со стороны заемщиков, для чего требуется совместная работа государственных, образовательных  и финансовых институтов по повышению финансовой грамотности потребителей, постепенное изменение их финансовой модели поведения, разъяснение преимуществ кредитных программ при грамотном их использовании и правильной оценке собственных возможностей.