Пора покупать: брать ли сейчас авто в кредит? (опрос банков)
Украинский авторынок плавно выходит из глубокого кризиса последних лет. Пусть и не в самых дорогих сегментах, но наблюдается достаточно уверенный рост спроса на новые авто, что не может не оживлять и кредитные предложения от украинских банков. Насколько устойчива тенденция и на каких условиях сейчас можно оформить займ на покупку новой машины, Maanimo решил спросить у самих банкиров.
Александр Кушлык, исполнительный директор направления потребительского и автокредитования АО «Кредобанк»:
Увеличение объемов продаж новых автомобилей в Украине в первую очередь связано с определением позиции власти относительно растаможки б/у автомобилей с иностранной регистрацией. Вторым важным фактором, по нашему мнению, является стабильная финансово-экономическая ситуация в государстве, которая дает клиентам возможность увереннее смотреть в завтрашний день. На рынке кредитования физических лиц уровень кредитования по нашим данным составляет около 20%.
Ставка на рынке кредитования авто в первую очередь зависит от стоимости ресурсов в каждом отдельном банке. В последнее время ставка кредитования имеет тенденцию к уменьшению и наверное такая тенденция будет сохраняться на следующий год. Залогом такого тренда должны стать стабильная финансово-экономическая ситуация в стране, качественная инфляционная политика государства и постепенное снижение учетной ставки НБУ до прогнозируемого им уровня.
Тесное сотрудничество Кредобанка с дилерами и импортерами мировых брендов в Украине позволяет нам предложить клиенту наиболее выгодные условия на рынке автомобильного кредитования, в частности сегодня в большинстве автосалонов клиенты смогут получить кредит с минимальным участием собственных средств а именно — 10% от стоимости автомобиля. При этом процентная ставка по такому кредиту может составлять — 0,001% годовых.
В свое время 2017-2018 гг. увеличение спроса на покупку автомобилей с иностранной регистрацией и автомобилей из США значительно уменьшило продажу в Украине новых автомобилей дешевого сегмента. Практически продажа новых автомобилей перешла в средний и дорогой класс автомобилей, что наблюдается и сегодня.
Рынок автомобильного кредитования в Украине до конца этого года имеет все шансы поддерживать тенденцию роста в основном за счет снижения уровня процентных ставок на банковском рынке а также за счет увеличения доли продаж кредитов на приобретение бывших в употреблении транспортных средств. Данный рынок содержит большой потенциал в сфере автомобильного кредитования. Поэтому Кредобанк в 2019 году нарастил долю портфеля кредитов на приобретение бывших в употреблении транспортных средств до уровня 17% от общих продаж автомобильных кредитов, тем самым подтвердив позицию лидера на рынке кредитования бывших в употреблении автомобилей, сделав владельцами таких авто более 600 клиентов.
Елена Яценко, Начальник департамента розничного бизнеса АО «АБ «РАДАБАНК»:
Рост рынка покупки новых авто обусловлен несколькими причинами: укреплением гривны по отношению к основным валютам, появлением на автомобильном рынке обновленных версий от производителей востребованных марок, привлекательными условиями финансирования с нулевой ставкой и т.д.
Кредитные предложения банков пользуются большим спросом, поэтому они постоянно обновляются, особенно по партнерским программам. Акцент смещается либо на минимальные первоначальные затраты, либо на привлекательную процентную ставку по кредиту.
Что касается тенденции на снижении процентных ставок по автокредитам, то у каждого клиента автосалона есть свои критерии «выгодности» кредитной программы. Не всегда низкая процентная ставка — это дешевый кредит. Нужно считать ВСЕ фактические расходы (комиссии, страховки и т.д.) по оформлению и обслуживанию данного кредита.
Поскольку перечень кредитных программ очень разнообразный, каждый может выбрать подходящий именно для него банк и условия.
Новое законодательство по импорту б/у авто и легализация «евроблях», вступившее в силу в конце 2018 года, еще больше побудили украинцев покупать подержанные машины. Но если раньше рост рынка б/у авто был во всех возрастных группах авто, то в 2019 году увеличение происходит за счет автомобилей в возрасте 8-10 лет и старше. В сегментах б/у авто в возрасте до 7 лет наблюдается или стагнация, или падение.
Существенного роста в сегменте автокредитования до конца года не прогнозируется. Осенний период, как правило, всегда характеризуется оживлением на автомобильном рынке. Причины: потенциальные покупатели возвращаются из отпусков, проявляя интерес к новым авто, проходит уборка урожая и растут инвестиции со стороны аграрного сектора.
Ближе к декабрю начинается период действия специальных новогодних предложений от автосалонов и банков, поэтому, традиционно второе полугодие является более активным.
Екатерина Шевченко, начальник управления развития розничного бизнеса и CRM Банка Кредит Днепр:
Рынок новых авто с марта демонстрирует позитивную динамику к прошлогодним результатам, особенно ярко она проявилась в летние месяцы (+18% к июню-августу 2018 года). Это обусловлено завершением выборного периода, экономической стабильностью, улучшением потребительских настроений и благоприятной курсовой ситуацией, позволившей снизить гривневый эквивалент розничных цен на ряд марок и моделей и активизировать отложенный спрос. При сохранении позитивной динамики рынок рассчитывает выйти на годовой результат 85-90 тыс. новых авто. Сегмент авто б/у по-прежнему лидирует с большим отрывом: доля регистраций новых авто составляет менее 10% от общего объема.
Автодилеры оценивают долю продаваемых в кредит новых авто в 20-30%. За 7 месяцев 2019 года гривневый портфель автокредитов украинских банков продемонстрировал неплохую динамику, увеличившись на 12,5% или более 1,2 млрд грн и превысив 11,2 млрд грн. Для сравнения: потребительские кредиты в гривне за тот же период выросли на 14,8% до 132,5 млрд грн. Сегмент автокредитования составляет 7,1% в портфеле розничных гривневых кредитов, в сравнении с 6,6% у ипотечных и 83% у потребительских кредитов. Данный сегмент менее привлекателен для финучреждений, чем беззалоговое потребительское кредитование из-за меньшей маржинальности и низкой ликвидности залогов, которыми выступают сами авто, переходящие в разряд б/у сразу же после продажи. В то же время, большинство крупных автодилеров заинтересованы в партнерстве с банками: они готовы делиться частью торговой маржи для компенсации банку расходов на выдачу кредита под льготную ставку, чтобы в результате получить большие объемы продаж и дисконт от автопроизводителей. Поэтому автокредитование развивается преимущественно за счет партнерских программ банков с автосалонами и дилерами.
Ставки кредитования зависят от ряда факторов: цена и доступность ресурсов, уровень и прозрачность доходов заемщиков, качество кредитных портфелей банков и правовая защищенность кредиторов, влияющие на «плату за риск» в стоимости кредитов.
Для снижения кредитных ставок необходимы экономическая стабильность и предсказуемость как основа доверия к гривне, дающая возможности долгосрочного финансового планирования банками и клиентами; устойчивый рост и детенизация экономики, способствующие увеличению официальных доходов заемщиков; эффективное регуляторное поле и работающая судебная система как гарантии цивилизованных правовых отношений кредиторов и заемщиков.
Комментарии
Болтушки!
Спасибо за обзор, тема интересна, НО ГДЕ КОНКРЕТНЫЕ ЦИФРЫ и расчеты по автокредиту ? ни один нормально не ответил (