Работа кипит: чем живут банки на карантине (опрос)
Ситуация в банковской сфере Украины сейчас довольно стабильна. С приходом карантина население хлынуло в банки забирать свои вклады и скупать валюту, однако финучреждения оказались готовы к такому вызову. К счастью, небольшая просадка по одним показателям подкрепляется положительной динамикой по другим. В том числе, этому способствует и сам Нацбанк, помогая банкам адаптироваться. Кроме того, в апреле многие финучреждения уже могут похвастаться новыми приложениями, которые помогают осуществлять все возможные платежи онлайн.
Maanimo спросил у банков, как изменилась ситуация на рынке депозитов с начала карантина, есть ли сейчас прирост вкладов, активно ли украинцы стали брать кредиты, насколько выросло количество безналичных расчетов и сохраняется ли спрос на наличность, а также что сейчас происходит с покупкой/продажей валюты.
Дмитрий Замотаев, начальник Департамента розничного бизнеса Глобус Банка:
На рынке депозитов ситуация довольно спокойная. Клиенты не паникуют и не стремятся досрочно разрывать депозитные договоры, а по вкладам, которые заканчиваются, процент перевложения остается практически на докарантинном уровне. В период карантина Глобус Банк продолжает демонстрировать уверенные показатели по депозитному портфелю. Так, портфель в национальной валюте практически не изменился за счет высокого процента перевложения существующего (свыше 80%), а также пополнения вкладчиками своих депозитов. По валютным депозитам банк проводит политику уменьшения их доли в своем портфеле, за счет чего процент перевложения здесь находится в районе 50%, а размер портфеля постепенно уменьшается.
Кредитная активность клиентов практически остановилась. Это объясняется как остановкой работы основных партнеров банка (торговые магазины, автосалоны), так и опасениями клиентов по взятию на себя дополнительных финансовых обязательств. Но это не означает, что заявок нет вообще – их количество уменьшилось где-то на 70%, при этом новые кредитные заявки подаются клиентами с высоким уровнем платежеспособности. Глобус Банк не останавливал кредитование ни на один день и продолжает выдавать кредиты как на покупку товаров, так и более значительные суммы — на покупку автомобилей и новой недвижимости. Так, с начала месяца было выдано свыше 1,1 тыс. кредитов на общую сумму свыше 14 млн грн.
Конечно, карантин существенно откорректировал поведенческую модель клиентов и увеличил потребность в удобных и быстрых онлайн платежах. Банки немедленно отреагировали на запрос клиентов и активно запускали новые сервисы и модернизировали существующие. К примеру, Глобус Банк предложил клиентам новый сервис по онлайн погашению залоговых кредитов, при этом на период карантина сделал его абсолютно бесплатным для клиента. С начала месяца данной услугой банка при внесении ежемесячных платежей по кредиту воспользовались более 20% клиентов, а средний чек по этому сервису составил 7,5 тыс. грн.
Денис Михов, директор по развитию бизнеса Банка Кредит Днепр:
На депозитном рынке на сегодняшний день ситуация рабочая. C учетом того, что большинство депозитов являются срочными, т.е. не предполагают возможности досрочного снятия, депозитный портфель является более устойчивым, а его динамика – более прогнозируемой. Запасы ликвидности достаточны для четкого выполнения обязательств перед вкладчиками, кассы работающих отделений и банкоматы функционируют бесперебойно и регулярно подкрепляются средствами в нужных объемах. По окончании срока действия депозита клиент может переразместить средства на желаемый срок, хранить их на текущем счету или же снять средства в банкомате (гривна) или кассе банке (гривна и валюта), предварительно заказав необходимую сумму через контакт-центр банка или обратившись к своему менеджеру в отделении. Это позволяет эффективнее организовать обслуживание клиентов, принимая во внимание текущие временные ограничения в работе сети отделений, транспорта и логистики.
Вкладчики понимают, что и в сегодняшних непростых условиях банковский депозит остается оптимальным инвестиционным инструментом с точки зрения доходности / надежности / безопасности. Безусловно, на настроения вкладчиков негативно влияет неопределенность ситуации, в результате мы видим перераспределение структуры депозитного портфеля в сторону средств до востребования и коротких вкладов на 1-3 месяца. Очевидно, что при дальнейшем ухудшении ситуации в экономике и на рынке труда вкладчики будут вынуждены часть своих сбережений использовать для повседневных трат. Банки это понимают и готовятся к такому сценарию, пересматривая, в частности, свои кредитные бизнес-стратегии.
Динамика розничного кредитования в марте была ожидаемо худшей, чем январе-феврале, вследствие вынужденного сокращения темпов кредитования в ответ на введение жестких государственных ограничительных противоэпидемических мер и соответствующее снижение уровня доходов и платежеспособности заемщиков.
Вопрос качества кредитных портфелей в кризисных условиях не только не снимается с повестки дня, но и становится ключевым для своевременного выполнения банками своих депозитных обязательств перед вкладчиками. Мы вынужденно снижаем темпы кредитования, при этом активизируем взаимодействие с добросовестными заемщиками, идем навстречу тем, кто наиболее подвержен влиянию ограничительных мер. Мы разъясняем клиентам, что «кредитные каникулы» не являются отменой или прощением долгов, это лишь отсрочка их уплаты. Ведь банковские вкладчики рассчитывают получить свои депозиты вместе с начисленными процентами и вряд ли откажутся от них из-за того, что заемщики отказываются обслуживать свои кредиты. Мы рассчитываем на ответственность наших клиентов и понимание ими необходимости выполнения своих финансовых обязательств как важного условия стабильной работы банков, финансовой системы и экономики страны.
Будучи социально ответственной компанией, мы главным приоритетом считаем здоровье и безопасность людей, и ведем постоянную коммуникацию с клиентами для выработки оптимального формата получения банковских услуг в данный период, с акцентом на дистанционные каналы обслуживания. Большинство банковских операций – управление депозитными и текущими счетами, платежи и переводы, обмен валют – клиенты могут осуществить дистанционно: в системе интернет-банкинга FreeBank, банкоматах и ПТКС, через Инфоцентр банка.
Погасить кредитную задолженность можно посредством p2p-платежа с карты любого банка, в системе интернет-банкинга, посредством ПТКС и терминалов iBox, EasyPay, ПриватБанка; переводом средств со счета в другом банке Украины; путем автоматического списания ежемесячного платежа со счета клиента.
За время действия карантина более 1000 новых клиентов присоединились к нашему сервису интернет-банкинга FreeBank, количество пользователей сервиса превысило 15 тысяч, а количество совершенных операций увеличилось на 8,5% к докризисному показателю.
Объем безналичных расчетов картами в период карантина в целом не изменился: с одной стороны, их удельный вес по отношению к наличным расчетам возрос, но с другой стороны, люди стали тратить средства экономнее, стараясь минимизировать расходы в период кризиса и сокращения доходов. Карантин внес коррективы и в структуру безналичных расчетов: резко сократились такие статьи оплат, как туризм и развлечения, транспорт, рестораны и кафе, при этом существенно выросли расчеты за продукты – как в количественном и денежном выражении, так и в размере среднего чека.
Дефицит наличной валюты в банках во второй половине марта стал следствием сочетания логистических проблем, вызванных закрытием международного авиасообщения, и роста спроса на валюту со стороны населения на волне панических настроений, раскручивающих девальвационный тренд.
На сегодняшний день ситуация стабилизировалась: с целью минимизации дефицита наличной валюты Нацбанк провел несколько операций по обмену банкам безналичной валюты. Курсовая стабилизация после резкого ослабления гривны, возвращение ее котировок на позиции 27,5 грн/доллар и синхронизация курса наличного рынка с межбанком также способствовали снижению спекулятивных настроений, подогревающих спрос на наличную валюту. Большинство банков, в том числе наш, предлагают клиентам сервис онлайн-обмена валют, что на сегодняшний день является не только более удобным, но и более безопасным для здоровья.
Евгений Закалата, директор Департамента транзакционного бизнеса ТАСКОМБАНКА:
Первая неделя апреля показала практически двойное снижение объемов операций по снятию наличных, но кэш все равно остается в ходу. Только сейчас, когда люди посидели дома, поняли, что кризис надолго, и потихоньку начинают вовлекаться в работу, мы видим планомерный рост онлайн-покупок. Чаще всего украинцы приобретают товары для красоты и здоровья, ноутбуки и игровые приставки, средства индивидуальной защиты, настольные игры, товары для фитнеса.
Владислав Парьоха, начальник Казначейства ТАСКОМБАНКА:
Если говорить об изменениях на валютном рынке, необходимо отметить, что в целом спрос на доллар с начала карантина сократился, хотя спрос на наличный доллар в связи с прекращением авиасоединения некоторое время превышал предложение. Значительно уменьшились и обороты. Что касается курса, то Национальный Банк Украины предпринимает все меры, чтобы удерживать его на уровне 27,40 – 27,50 грн за доллар США. Хотя мы ожидаем роста около 28 грн за доллар после завершения карантина, когда запустится бизнес, и объемы транзакций возрастут.
На сегодняшний день спрос на валюту стабилизировался, а вопрос дефицита наличной валюты, который был в начале апреля, полностью решен. Сейчас все отделения ТАСКОМБАНКА подкреплены необходимым объемом наличных средств для удовлетворения текущих потребностей клиентов.
Семен Бабаев, начальник Главного управления розничного бизнеса, заместитель Председателя Правления ПРАВЭКС БАНКа:
Что касается кредитов, то спрос по ним в нашем банке упал почти в 2 раза. Это связано с тем, что в период карантина клиенты сидят дома и, соответственно, много компаний остановили свою работу. Сейчас банки более консервативно рассматривают заемщиков. Но мы продолжаем активно кредитовать и предлагать одни из лучших продуктов на рынке. Наш продукт Европейский персональный кредит по которому можно получить до 1 млн гривен наличными без цели и без залога со ставкой 18,99%. Также, кредит под ипотеку с процентной ставкой 9,99% на первый 5 лет. Мы ожидаем, что после окончания карантина прирост клиентов по кредитам увеличится.
Безналичные расчеты в нашем банке за время карантина выросли на 10%. Касательно валюты, на сегодня ажиотаж спал.
Комментарии