![](https://maanimo.ua/wp-content/uploads/2020/12/bankiry.jpg)
Банки и МСБ: тренды и перспективы на 2020 год (опрос)
- Евгений Заиграев, исполнительный директор направления корпоративного бизнеса и МСБ АО «Кредобанк»
- Алена Гайдун, начальник департамента корпоративного бизнеса АО «АБ «РАДАБАНК»
- Александр Капитанский, руководитель направления разработки продуктов для малого и среднего бизнеса Банка «Кредит Днепр»
- Светлана Баженова, руководитель управления по работе с МСБ «Пиреус Банка»
- Оксана Шульга, начальник Департамента малого и среднего бизнеса «Глобус Банка»
Украинский рынок банковских услуг для малого и среднего бизнеса значительно поменялся в течение всего 2019 года. Ставка на автоматизацию процессов и удешевление продуктов однозначно стоят среди главных трендов. При этом банки продолжают готовить новые предложения для сегмента МСБ на предстоящий год. Maanimo узнал у банкиров, какие банковские продукты для бизнеса сейчас наиболее актуальны, в чем их преимущество, какие тренды сформировались в этом секторе, а также как рынок банковских услуг для МСБ будет развиваться в 2020 году.
![Евгений Заиграев](https://maanimo.ua/wp-content/uploads/2020/12/evgenij-zaigraev.jpg)
Евгений Заиграев, исполнительный директор направления корпоративного бизнеса и МСБ АО «Кредобанк»:
Продолжается тенденция автоматизации операций банками, поэтому тарифы на все «ручные и бумажные» услуги в основном растут. Операции с использованием интернета, платежных терминалов и т. п. – остаются самыми выгодными как с позиции цены, так и со стороны скорости исполнения, качества и удобства.
Значительных изменений В АО «КРЕДОБАНК» по тарифам РКО для юрлиц/ФЛП в 2019 г. не происходило, но по отдельным операциям и ежемесячной плате тарифы корректировались, при этом на стоимость пакета в целом это не оказало существенного влияния.
Сегодня мы предлагаем нашим клиентам мобильное приложение «KredoMobile business», которое обеспечивает базовую функциональность и контроль финансовых операций бизнеса в смартфоне. За этими приложениями будущее, они быстро станут более популярными, чем стандартные версии и могут вытеснить последние с рынка, как минимум, в сегментах МСБ и частных лиц. Но мы активно работаем над новыми версиями Программного обеспечения, которые планируем внедрить в следующем году.
Относительно кредитования, то банки ищут способы удешевления кредитов через различные программы. Это и целевые программы с продавцами техники или транспорта, а также сотрудничество с государственными и негосударственными фондами, которые могут компенсировать часть кредитов или процентов или предоставлять банкам дешевые ресурсы для кредитования. В целом рынок является стабильным, лишь в конце квартала началась тенденция к снижению стоимости финансирования, которая согласно прогнозам будет наблюдаться и в следующие кварталы.
Стандартный востребованный перечень услуг для клиентов МСБ — это платежи, доступ к онлайн-банкингу, открытие счета в гривне и валюте, выпуск корпоративных карт, услуга выдачи наличности, покупка/продажа/конверсия валют в рамках тарифных пакетов. АО «Кредобанк» разработал тарифные пакеты в зависимости от вида деятельности, организационно-правовой формы, резидентности и других параметров клиента.
Например, для клиентов, основным видом деятельности которых является сельскохозяйственное производство, мы предлагаем воспользоваться Тарифным пакетом «Агро», в котором заложены самые низкие тарифы для наиболее востребованных услуг по РКО для таких клиентов.
Предприятия с внешне экономической деятельностью часто пользуются услугами покупки и продажи иностранной валюты, поэтому выбирают специализированные пакеты с низкой комиссией за такие операции.
Для физических лиц-предпринимателей из сферы IT также разработаны интересные предложения.
Для начала сотрудничества с банком мы рекомендуем клиентам воспользоваться условиями самого распространенного тарифного пакета «Партнерский», в рамках которого клиент в течение полугода получает одни из самых низких тарифов на рынке для предприятий МСБ. В течение этого периода клиент «тестирует» банк, изучает специальные пакетные предложения и решает, нравится ли ему качество сервиса и услуг. Через полгода в основном все наши клиенты выбирают специальные пакеты, которые дают возможность максимально удовлетворить именно их потребности.
Кроме того, АО «КРЕДОБАНК» предлагает АГРО-клиентам полную линейку кредитных продуктов: кредитные линии на финансирование с/х цикла, овердрафты, инвестиционные кредиты и лизинг на приобретение с/х техники и оборудования, а также документарные операции. Соответственно клиент имеет возможность получить в Банке полный пакет кредитных продуктов и выбрать наиболее подходящий и выгодный. В то же время в 2019 мы наблюдаем определенное снижение спроса на инвестиционные кредиты. Причины этого мы видим в неблагоприятной для фермеров ситуации на рынке агропродукции (снижение цены на большинство ключевых агрокультур), что повлияло на доходность аграриев в этом году и ожидания открытия рынка сельскохозяйственной земли.
Банки продолжают автоматизацию предоставления услуг, продажи продуктов РКО и вкладов. Относительно процентных ставок, то ожидается продолжение тенденции по снижению ставок как по вкладам, так и по кредитам.
Наиболее востребованным новым продуктом среди агроклиентов в 2020 году будет финансирование на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения. Поэтому в первую очередь банки будут разрабатывать именно продукт на приобретение с/х земли, сразу как только будет принято соответствующее законодательство. Кроме того, открытие рынка с/х земли существенно увеличит общий спрос аграриев на финансирование, поскольку даже клиенты, которые будут покупать землю за свои средства, вынуждены будут увеличивать финансирование оборотных средств, изъятых из бизнеса для финансирования инвестиций.
![Алена Гайдун](https://maanimo.ua/wp-content/uploads/2020/12/alena-gajdun.jpg)
Алена Гайдун, начальник департамента корпоративного бизнеса АО «АБ «РАДАБАНК»:
На сегодня изменились требования рынка и требования самого бизнеса. Для бизнеса сегодня важна скорость проведения транзакций и доступность распоряжения средствами в режиме 24/7. Для этих целей у нас подготовлен ряд профильных продуктов, которые обеспечивают круглосуточный доступ к текущим счетам, гибкие депозитные продукты и широкая линейка кредитных программ.
Банк продолжает работу с сегментом МСБ и создавать для своих Клиентов новые продукты и выгодные тарифы обслуживания сегмента МСБ. Для Клиентов МСБ в банке создана новая программа кредитования на развитие бизнеса и ведение хозяйственной деятельности, введены новые программы овердрафтного кредитования для новых и действующих Клиентов сегмента МСБ.
Банк предлагает клиентам МСБ новые продукты и тарифы, особенно для клиентов, которые занимаются развитием бизнеса в высокотехнологических сегментах, предприятиям IT-сферы.
Для Клиентов сегмента МСБ наиболее актуальны и популярны программы кредитования на развитие бизнеса и беззалоговые микрокредиты. Эти программы позволяют увеличить объемы производства и продаж, а также развивать бизнес. Для клиентов МСБ в банке создана новая программа кредитования на развитие бизнеса и ведение хозяйственной деятельности, введены новые программы овердрафтного кредитования для новых и действующих клиентов сегмента МСБ.
Не может остаться без внимания и наиболее популярное кредитование на покупку основных фондов — авто, недвижимость, складские помещения. Преимущества кредитования очевидны — предприятие не тратит собственные средства, а получает заемные, тем самым оставляя себе необходимую часть оборотных средств для работы. Наше преимущество — досрочное погашение кредита без дополнительной комиссии и классический график, хотя многие Банки стараются переходить на аннуитетные платежи.
Инновации начинаются с понимания потребностей клиента и очень многие банки в 2020 году готовятся интегрировать большую часть банковских продуктов в Клиент-Банк, тем самым давая клиенту более широкую возможность дистанционного обслуживания своего бизнеса и его потребностей. Переход на обслуживание клиентов через электронный документооборот, все движения через телефон / планшет / ноутбук.
Сегодняшний клиент хочет получать оперативную обратную связь и не хочет стоять в очередях в банке. Мы строим бизнес-процессы так, чтобы экономить время клиента и минимизировать его потребность ходить в отделения.
![Александр Капитанский](https://maanimo.ua/wp-content/uploads/2020/12/aleksandr-kapitanskij.jpg)
Александр Капитанский, руководитель направления разработки продуктов для малого и среднего бизнеса Банка «Кредит Днепр»:
В связи открытостью украинской экономики и ее существенной ориентацией на внешние рынки банки большое внимание уделяют обслуживанию сегмента клиентов, осуществляющих внешне-экономическую деятельность. В нашем банке клиенты, которые проводят ВЭД, могут рассчитывать на профессиональную поддержку на всех этапах проведения валютных операций: индивидуальный подбор выгодных форм и условий расчетов, возможность дистанционного предоставления в банк документов по валютным операциям, быстрое согласование валютных контрактов, выгодные курсы и тарифы, персональный валютный дилинг и качественный валютный консалтинг, возможность оформить овердрафт.
Также банки продолжают развивать услуги и сервисы дистанционного банковского обслуживания бизнес-клиентов и наращивание портфелей краткосрочных кредитов на пополнение оборотных средств.
Услуги дистанционного банковского обслуживания приобретают всю большую популярность у клиентов и, соответственно, находятся в фокусе внимания банков. Также по-прежнему актуальны услуги расчетно-кассового обслуживания, депозитные продукты, овердрафты и кредиты на пополнение оборотных средств, корпоративные карты, зарплатно-карточные проекты, документарные операции, в частности, тендерные гарантии. Клиенты МСБ испытывают потребность в ежедневном сопровождении транзакционного бизнеса, активно участвуют в тендерах, выходят на внешние рынки. Кроме кредитной поддержки, они нуждаются в бизнес-продуктах, например, тендерных гарантиях для участия в закупках. Мы предоставляем такие гарантии в электронном виде после проведения экспресс-анализа буквально в течение часа.
В фокусе кредитования у нас агробизнес – ключевая экспортная отрасль, играющая значительную роль в формировании ВВП и имеющая большой потенциал увеличения эффективности производства, особенно в сегменте средних фермерских хозяйств.
Банки продолжат развивать услуги дистанционного банковского обслуживания, так называемые мобильные банки, а также сосредоточатся на повышении технологичности продуктов и услуг для МСБ, в сочетании с профессиональным подходом при формировании адресного пакетного предложения клиенту, учитывающего отраслевую специфику его бизнес-деятельности.
![Светлана Баженова](https://maanimo.ua/wp-content/uploads/2020/12/svetlana-bazhenova-909x1024.jpg)
Светлана Баженова, руководитель управления по работе с МСБ «Пиреус Банка»:
В текущем году, прежде всего, изменился аппетит банков по работе с клиентами малого и среднего бизнеса — гораздо больше банков проявляют интерес к компаниям МСБ, создают специальные продуктовые линейки для этого сегмента, появилось больше совместных программ финансирования МСБ с международными финансовыми институтами. Основным трендом 2019 года, безусловно, является изменение вектора процентных ставок в сторону уменьшения, который, по нашим ожиданиям, продолжится в 2020 году
По-прежнему, наиболее востребованными для клиентов МСБ сейчас являются продукты для финансирования оборотного капитала: кредитные линии и овердрафт. В сервисном обслуживании для клиента МСБ сегодня важным является обеспечение банком стабильности и удобства платежей клиента, а также — возможности поддержания контакта с менеджером банка. Также, после стабилизации политической ситуации возобновился интерес клиентов к инвестиционным кредитам.
В связи с ожидаемым открытием рынка земли банки с экспертизой кредитования с/х клиентов активно готовят инструменты для кредитования покупки земли. Еще одним трендом будущего года мы видим расширение возможностей и продуктов для использования клиентами МСБ с помощью интернет платформ банков, что расширит продуктовые линейки банков и упростит доступ клиентов к таким продуктам.
![Оксана Шульга](https://maanimo.ua/wp-content/uploads/2020/12/oksana-shulga.jpg)
Оксана Шульга, начальник Департамента малого и среднего бизнеса «Глобус Банка»:
За прошедшие 9 месяцев 2019 года на рынке банковских услуг для МСБ наблюдается активизация.
Перечень кредитных предложений приятно удивляет своим многообразием — от беззалоговых кредитов до предоставления финансирования на энергомодернизацию. При этом активно привлекаются партнеры для расширения перечня программ и снижения процентной ставки по кредитам.
В условиях растущей конкуренции игроки банковского сектора прибегают к определенным послаблениям к заемщикам. Также при принятии решения о финансировании используется оценка кредитоспособности из внешних, открытых источников информации, в том числе государственных реестров, кредитного реестра НБУ.
На рынке МСБ начинает работать все большее количество банков, так как это — хорошая диверсификация кредитного портфеля и снижение риска концентрации.
Сегмент клиентов МСБ запрашивает финансирование как на пополнение оборотных средств, так и на модернизацию основных фондов.
На сегодня достаточно популярны как «классические программы» кредитования клиентов МСБ (овердрафты, кредиты на пополнение оборотных средств, кредит на приобретение основных средств), так и специализированные программы финансирования сельхозпроизводителей — к примеру, «Сельскохозяйственная техника в кредит (новая и б/у)», «Кредит на пополнение оборотных средств для сельхозников (финансирование посевной и уборочной компаний)». Условия финансирования сельхозпроизводителей предусматривают максимально удобный график погашения с учетом сезонности бизнеса.
Большой популярностью у клиентов сегмента МСБ пользуются банковские кредитные программы, по которым банк является участником государственной программы поддержки сельхозпроизводителей.
По условиям программы, государство может частично компенсировать расходы аграриев на приобретение у производителей и/или их дилеров отечественной техники/оборудования для агропромышленного комплекса.
Объем кредитования МСБ будет расти за счет финансирования разных бизнес-сегментов. При внедрении новых продуктов банки будут учитывать потребности и специфику различных видов бизнеса, а также конкретные потребности. Активно будут предлагаться кредиты на энергомодернизацию, обновление основных фондов компаний, внедряться компенсационные программы.
Комментарии