150 тыс. гривен на бизнес заробитчанам: поможет ли это украинской экономике?
Кабинет Министров принял законопроект о предоставлении денежной помощи трудовым мигрантам на открытие собственного бизнеса в Украине. Заробитчане смогут получить до 150 тыс. грн при условии инвестирования собственных средств, полученных от оплачиваемой деятельности за рубежом. Станет ли государственная помощь стимулом для украинцев остаться на родине, и как это отразится на экономике Украины, Maanimo спросил у экспертов.
Василий Невмержицкий, советник председателя правления Кредитвест банка:
Нельзя исключить, что кто-то из трудовых мигрантов воспользуется помощью государства и попытается открыть небольшой бизнес, но я уверен, что это будут разовые прецеденты. К тому же, описанный в законопроекте порядок выдачи грантов и их возврата имеет очень много пробелов. Подразумевается, что детали будут позднее определены подзаконными нормативными актами правительства. Но даже те условия, которые указаны в законопроекте, во многом являются заградительными.
К примеру, требование к заграничному стажу соискателя помощи. Он должен составлять не менее года. Это очень важно. Поскольку люди, которые уже долгое время живут и работают за границей, как правило имеют достаточной высокий уровень доходов и вряд ли захотят менять стабильный заработок на более рисковый инвестиционный проект в виде пекарни или парикмахерской. Даже среднего уровни специалисты, на которых главным образом и нацелена инициатива, могут заработать анонсированные 150 тыс. грн за 4-7 месяцев. Сомнительно, что теоретическая помощь на возвратной основе мотивирует их вернуться в Украину.
Законопроект также акцентировано требует, чтобы соискатель инвестировал в проект собственных средств не меньше, чем ему готово выделить государство. Причем именно в таком порядке – в начале инвестируются собственные средства, а когда этот источник исчерпан, подключается государство. Это здравый подход. Однако документ также обязывает соискателя документально подтвердить, что инвестируемые им деньги были заработаны именно за границей.
Логика такого требования понятна – правительство хочет минимизировать вероятные злоупотребления. Однако на практике это ограничение, равно как и требование к заграничному стажу не менее года, фактически лишают возможности получить государственную помощь сезонным работникам.
Наконец, очень сложной и неоднозначной выглядит процедура, прописанная в законе. Соискатель должен составить бизнес-план и защитить его комиссии из уполномоченных чиновников. На этом уровне появляется возможность реализации коррупционных схем.
Но если отбросить все эти детали, базово идея грантовой поддержки инвестиционных проектов правильная. Если власти хотят вернуть хотя бы часть трудовых мигрантов, подобные инициативы нужны.
Другой вопрос, что строить ее можно на уже существующей инфраструктуре. К примеру, с участием Фонда развития предпринимательства, который сопровождает программу «5-7-9». В ее рамках можно выделить отдельным дивизионом помощь трудовым мигрантам, отдав функции первичного отбора банкам. Компенсировать все процентные расходы по кредиту, установить требование к кредиторам предоставить каникулы на выплату тела на первые 2-3 года, как это предусмотрено программой. Это снизит коррупционные риски и позволит расширить рамки доступа для потенциальных соискателей. Ведь в таком случае финансирование из бюджета будет ограничено только компенсацией ставки банка.
Анатолий Кинах, Президент УСПП:
Украина зовет своих трудовых мигрантов (по разным оценкам, таких 6 млн за границей) домой. Для этого зарегистрирована законодательная инициатива, поддержанная правительством, о грантовой поддержке на собственное дело для тех, кто вернется. На открытие собственного дела выделят до 150 тыс. гривен – правда, только тем, кто инвестирует также не менее 150 тысяч своих средств, а, кроме того, будет иметь не менее 10 лет страхового стажа в Украине, иначе деньги государству все же придется вернуть.
И все бы хорошо, вот только хотелось бы услышать реальные цифры: из каких фондов будут выделяться на это средства, в каких объемах и сколько (хотя бы теоретически) мигрантов рассчитывают вернуть таким образом?
Официально озвученных цифр нет. Между тем, ряд СМИ распространили информацию, что в правительстве предлагают выделить из государственного бюджета 108 млн гривен. Следовательно, такую помощь смогут получить 720 человек. Такие масштабы не демонстрируют реальные позитивные изменения на национальном рынке труда и инвестиционного климата в целом. Поэтому в таком формате эта инициатива не повлияет существенно ни на возвращение мигрантов, ни на развитие предпринимательства в Украине.
В УСПП отмечают: мигрантов вернет оживление на национальном рынке труда, рост уровня зарплат, востребованность специалистов в промышленности, инженерии, строительстве инфраструктурных объектов и тому подобное. А также создание условий для малого и среднего предпринимательства, программы кредитования бизнеса, защищенность прав собственников и инвесторов.
Экономика Украины серьезно пострадала от последствий пандемии коронавируса. Тысячи малых предприятий не пережили карантин; многие из них из-за нехватки оборотных средств, заказов и срывов контрактов пошли на вынужденное сокращение штатов, чтобы сэкономить. Поэтому рабочие места стали наиболее болезненным местом экономической рецессии. По официальным данным, уровень безработицы в 2020 году вырос на 627 тыс. человек. Сейчас в стране 1,6 млн безработных. Какая стратегия для них?
Проблема на рынке труда не является следствием только потерь бизнеса за последние месяцы. Основная причина – длительная стагнация в промышленности и тех ее областях, которые когда-то обеспечивали работой тысячи украинцев. Индустрия в очередной раз просела на 5% в годовом измерении, а такие отрасли, как машиностроение — на все 20%. Только один легпром потерял 20 тыс. рабочих мест.
Это очень тревожные факты, на них нужно обратить приоритетное внимание. Главное – удержать рабочие места и развивать национальный рынок труда. То, что предлагается сейчас правительством (150 тыс. грн гранта), – это ограниченная инициатива, которой воспользуются сотни, но отнюдь не тысячи и не миллионы украинцев. Ибо, как уже говорилось, основным является ответ на вопрос: есть ли в Украине благоприятные условия для ведения бизнеса? Не проблема его зарегистрировать, открыть, а проблема в том, чтобы выжить в таких кризисных условиях, какие предпринимательство имело в 2020 году. Кроме того, до сих пор нет национальной программы кредитования экономики, согласованной правительством, НБУ и работодателями.
В УСПП в очередной раз призывают правительство принять стратегии развития и соответствующие госпрограммы для приоритетных отраслей промышленности, а также и дальше упрощать доступ к кредитам по адекватным ставкам, сделать отечественную продукцию и производства гораздо более конкурентоспособными.
Что же касается национального рынка труда и миграционной политики, то здесь нужна четко сформулированная стратегия, такую нужно разработать правительству совместно с работодателями.
Александр Хмелевский, к.э.н., независимый эксперт:
Законопроект 4669 о введении помощи для реинтеграции трудовых мигрантов, который подало правительство, вряд ли будет способствовать возвращению трудовых мигрантов. Планируется оказывать помощь на открытие собственного дела на безвозвратной основе тем, кто имеет 10 лет страхового стажа в Украине. Остальным придется возвращать помощь в течение 5 лет. Работник должен предоставить подтверждающие документы о средствах, заработанных за рубежом.
Территориальные органы исполнительной власти должны проверить законность происхождения средств. Очевидно, работников заставят заплатить налоги и социальные взносы за все время работы за рубежом. Выделение грантов будет происходить на конкурсной основе. То есть, чиновники будут решать, кому и сколько средств выделить. Поэтому на самом деле этот законопроект направлен не столько на помощь работникам, как на взыскание с них налогов. Вряд ли много работников подадут заявления на помощь.
Комментарии