Денег нет, но вы держитесь: когда ждать очередной транш МВФ?
В июне 2020 года МВФ согласовал для Украины новую кредитную программу stand by, в рамках которой страна должна была получить финансовую помощь в размере $5 млрд сроком на 1,5 года. Практически сразу украинская сторона получила первые $2,1 млрд, еще два транша в размере $3,5 млрд должны были поступить до конца 2020 года, и оставшийся четвертый транш можно было ожидать в 2021 году. Но что-то пошло не так. Maanimo разбирался, почему очередная миссия МВФ завершилась провалом, и когда ожидать новый транш.
Украинское правительство традиционно не торопится выполнять условия для получения последующих траншей, которые поставил перед нашей страной МВФ. В частности, Украина должна продолжить реформирование образовательной, медицинской, пенсионной и антикоррупционной системы. Практически с конца декабря 2020 по середину февраля 2021 года представители фонда работали в Украине, вели переговоры с нашими чиновниками, собирали отчеты о проделанной властями работы, но в результате Миссия покинула страну в минорном настроении.
Что не устраивает МВФ?
Миссия МВФ завершила работу в Украине, отметив, что для завершения первого пересмотра программы нужен больший прогресс. По итогам работы миссии фонда его представитель Йоста Люнгман перечислил наиболее острые вопросы. Первый из них касается усиления управления Нацбанком, поскольку со времен получения Украиной первого транша правление центробанка обновилось более чем на половину. С поста главы НБУ со скандалом ушел Яков Смолий, а в октябре прошлого года Нацбанк ограничил полномочия заместителей главы – Катерины Рожковой и Дмитрия Сологуба. Давление на них и беспокоит МВФ.
Кроме того, в фонде хотят, чтобы членам Совета НБУ было запрещено занимать должности в правлении регулятора в течение трех-пяти лет после отставки. Частично эти требования содержатся в изменениях в банковское законодательство, которые НБУ наработал совместно с депутатами.
Второй вопрос касался внесения изменений в банковское законодательство, которые должны решить целый ряд проблем, связанных с работой ФГВФЛ. В результате банковского кризиса 2014-2016 годов Фонду гарантирования вкладов не хватило собственных средств, чтобы покрыть долги перед вкладчиками обанкротившихся банков, в ходе чего образовалась задолженность перед Минфином.
Третий пункт касается рекордного дефицита государственного бюджета, с которым наша страна живет который год подряд. Такая дыра в казне еще была простительна в 2020 году, поскольку многие страны пострадали от пандемии, и Украина в данном случае не является исключением. Но дыру в текущем бюджете в размере 276 млрд грн залатать намного сложнее, эта ситуация и подверглась критике со стороны МВФ. Миссия осталась также недовольна отсутствием аудита коронавирусного фонда, в МВФ желают видеть внятный отчет, куда были потрачены средства, но украинское правительство не спешит его предоставлять, поскольку большая часть денег была потрачена не на медицину, а на строительство дорог. И это в разгар пандемии.
Недовольство также вызвали судебная и антикоррупционная реформы, а вернее их отсутствие. Со старта кредитной программы Украина не только не продвинулась в этом направлении, но и сделала несколько шагов назад, поскольку в стране начался конституционный кризис. И даже в этом случае украинские власти не спешат принимать необходимые законы, чтобы выйти из этого затяжного кризиса, а также наделить надлежащими полномочиями НАБУ и другие органы.
И последний пункт касается энергетической реформы. МВФ требует от Украины введение рынка газа, правительство же решило ввести государственное регулирование цен на голубое топливо. Возможно, потому что простые украинцы уже не в состоянии оплачивать кабальные счета за коммуналку? Но у фонда по данному вопросу свои представления.
Какова реакция украинских властей?
На удивление, безрезультатное завершение работы миссии МВФ украинские власти восприняли достаточно спокойно, поскольку не видят в этом ничего катастрофического для страны. Одним из первых свое мнение по поводу неудачных переговоров высказал глава Нацбанка Кирилл Шевченко. Он кратко сообщил, что рекомендации МВФ относительно усиления институционной способности и управления в НБУ в части полномочий Совета Нацбанка будут учтены. Практически вторит ему Министр финансов Сергей Марченко, который отметил, что правительство ведет «конструктивный диалог» и ищет пути решения проблем.
Достаточно самоуверенная реакция правительства объясняется тем, что мировые финансовые рынки практически «трещат по швам» от количества напечатанных денег, которые некуда вложить. Более того, Украина планирует открывать рынок земли, который имеет огромный потенциал для привлечения ресурсов извне. А они понадобятся, поскольку уже этой осенью страна должна выплатить как минимум 600 млрд грн по внешним и внутренним долгам.
Когда ждать очередной транш?
Миссия МВФ вернется в Украину с очередным визитом уже в апреле текущего года после прекращения действия государственного регулирования цены на газ для населения. Что же касается нового транша, то в Офисе президента уверены в его получении уже в этом году, возможно даже летом, но только при условии выполнения Украиной данных ею обязательств. И это поможет украинской стороне в дальнейшем получать заимствования на более выгодных условиях, нежели сейчас.
Кстати, недовольства условиями сотрудничества с МВФ зреют уже достаточно давно в кулуарах Верховной Рады. Так, например, глава комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев заявил о том, что кредитную программу нужно пересматривать, потому что сотрудничество должно быть выгодно для обеих сторон. Примечательно, что с 2014 года Украина получила 4 млрд долларов кредитных средств, а отдала уже 1,7 млрд долларов и платит проценты за те кредиты, которые не получила. Аналитики Bank of America Global также прогнозируют, что Украина получит транш в этом году. А вот пересмотр программы сотрудничества может быть отложен на 3-й или даже 4-й квартал 2021 года.
Комментарии