Эксклюзив

Монополизированная Украина: как впустить конкуренцию на рынки

16 декабря 2020
admin Читати українською
  1. Игра по своим правилам
  2. Вольготные условия для монополий
  3. Антимонопольный крестовый поход

Монополия, государственная она или частная, – достаточно характерное явление для некоторых сфер экономики. Если государство обыкновенно монополизирует сферы, которые не хочет отдавать на откуп частным игрокам (алкогольная, табачная, военная промышленность, к примеру), то частная монополия достигается либо документально через взятие патентов, лицензий и привилегий, либо искусственно, когда рынок «зачищается» под одного или нескольких определенных игроков.

Maanimo разбирался, как на сегодняшний день обстоят дела с монополиями и демонополизацией в Украине, далеко ли еще до окончательной победы над монополиями в стране, и что правительство планирует делать для обеспечения конкуренции на рынках.

Игра по своим правилам

Во всем мире с монополиями обычно стараются бороться из-за их негативного влияния на экономику, активно расширяя поле для открытой и честной конкуренции. Монополист, контролируя свою сферу деятельности, устанавливает там свои правила, что неудивительно, сам формирует ценовую политику, не оставляя альтернативы покупателю и делая того заложником монополизированного рынка, тормозит технический прогресс, может способствовать оказанию давления на потребителя путем искусственного создания дефицита товара. Такая ситуация, как правило, не особо нравится как самому потребителю, так и государству. Хотя все понимают, что зачастую возникновение монополии без хотя бы частичной поддержки государства невозможно.

Вольготные условия для монополий

В ежегодном отчете глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2019 год Украина заняла 104-е место из 141. При фразе «монополии в Украине» в голову сразу приходят несколько мыслей. Здесь и государственные монополии – это тот же «Нафтогаз Украины», который контролирует среди прочего украинскую ГТС, ГК «Укроборонпром», сосредоточивший в себе почти всю украинскую оборонную промышленность. Здесь и компании некоторых украинских олигархов, во времена президента Януковича без проблем получавших разрешение на сделки, которые в обычных условиях «завернуло» бы любое антимонопольное ведомство в Европе. Коммунальные услуги в Украине также монополизированы – их предоставляют облэнерго, гор- и облгазы, водоканалы, поэтому качество этих услуг зачастую оставляет желать лучшего. Что уже говорить про монополию государства на спирт – печально известный «Укрспирт» давно уже, по сути, убыточен, заявляют в правительстве.

В целом в Украине для каждой сферы имеется свой монополист: «Укртелеком» и «Укрпошта» в сфере связи и почтовых отправлений, «Укрзализныця» на железной дороге, МАУ в сфере авиаперевозок. «ПриватБанк» монополизировал сферу безналичных банковских услуг, ДТЭК – рынок электроэнергии, сотнями автобусных маршрутов в любом украинском городе зачастую владеют несколько компаний, которые активно выдавливают с рынка мелких перевозчиков и выступают против потребителя единым фронтом. Та же ситуация с междугородним автобусным сообщением.

Впрочем, в последние годы наблюдается некоторые улучшение ситуации, например, в сфере почтового обслуживания и связи, в банковском сегменте, когда монополисты вынуждены делать ребрендинг, тратиться на рекламу и инновации, т.к. клиенты уходят к другим игрокам, которые могут предложить услуги лучше, эффективнее и дешевле. Однако так дела обстоят не везде, потому у потребителя до сих пор часто нет выбора.

Антимонопольный крестовый поход

В ходе своего выступления на форуме YES в Киеве в сентябре 2019 года президент Украины Владимир Зеленский заявил, что засилью монополий в Украине пора положить конец. По его словам, власть намерена предложить «прозрачные и адекватные условия» экономической конкуренции. А с теми, кто не захочет эти условия принимать, разговор будет другим.

«Мы предложили нормальные правила: монополистов больше не должно быть в Украине, у нас должен быть открытый рынок. Я уверен, что они нас услышат. А если не услышат, то придется другие попытки найти, как с ними говорить», — заявил Зеленский.

Критерии определения монополии в украинском законодательстве есть – это не менее 35% рынка, контролируемого одним производителем товаров либо услуг. Другое дело, что эта норма почти всегда нарушается. И хотя с этим борется Антимонопольный комитет Украины, чьи полномочия были расширены еще в феврале прошлого года благодаря соответствующему законопроекту, принятому Верховной Радой, ряд экспертов сходится на том, что этого недостаточно. Нужно создавать не только давление на монополистов, но и условия для возникновения конкуренции, захода других предприятий в проблемные сферы.

Вопрос в том, что реформы, направленные на создание жизнеспособной конкурентной сферы, неизбежно вызовут сопротивление как олигархов, владеющих частными монополиями, так и государственных монополистов, привыкших к отсутствию конкуренции и необходимости развиваться для удержания клиентов. Необходимо будет и реформировать законодательство, убрав оттуда заведомо антиконкурентные нормы, выровнять условия конкуренции для разных игроков.

Одним из инструментов контроля над возникновением монополий на рынке должен стать АМКУ. Еще в 2008 году Комитет отмечался в докладах европейских экспертов как самое стабильное, свободное от коррупции и влияния государственных органов власти, хорошо управляемое государственное подразделение. Однако последующая деградация органа в результате давления власти, неудачной кадровой политики и урезания полномочий привела к тому, что нормально он заработал только с 2015 года, а в полную силу вошел совсем недавно, в 2018 году. Кстати, только за текущий год АМКУ выписал штрафов на сотни миллионов и вернул в бюджет миллиарды гривен.

Помощь в демонополизации может оказать и принятый в феврале 2019 года закон о защите экономической конкуренции. Он содержит ряд нововведений, которые должны способствовать установлению честных и прозрачных правил для бизнеса. Закон устанавливает сроки рассмотрения дел об экономической конкуренции, эти сроки дифференцируются в зависимости от тяжести экономического преступления, а также закрепляют ряд прав за субъектами хозяйствования, которые попали под внимание АМКУ. Полномочия самого Комитета тоже расширили.

Эксперты также отмечают, что стоит быть осторожным в вопросах приватизации. Так, именно благодаря очередному витку продажи государственной собственности в свое время холдинг ДТЭК стал монополистом в сфере электроэнергии. Приватизация госпредприятий не должна приводить к тому, что государственные монополии неожиданно окажутся замещены частными – она должна стать еще одним инструментом для создания эффективного механизма конкуренции и разнообразия на украинских рынках наряду с децентрализацией госуправления и контроля над экономикой и снижением таможенных барьеров для продукции иностранного производителя.